РемесленнИки пензы
посадских людей, которым позволено было заниматься кустарным производством, мелкой торговлей. Ремесленники создавали изделия либо на заказ, либо на продажу на местных рынках посредством собственного или наемного ручного труда. Во второй половине XVII в. в Пензе появились первые плотники, портные, кузнецы, мастера сапожного и кожевенного дела по изготовлению кожаной обуви, сумок, седел, уздечек, ремней, спрос на которые определялся военным временем. В 1763 г. в Пензе разными ремеслами занимались 143 человека, в 1784 г. — 320, в 1793 г. — 150, в начале 1860-х гг. — 1694, в 1869 г. — 1617, в 1895 г. — около 3 тыс. В 1887 г. в сфере ремесленного производства трудились 1650 мастеров, 2974 рабочих, 673 ученика, в том числе: мастеров-портных было 90, сапожников — 135, башмачников — 49, кирпичников — 65, печников — 71, столяров — 56, кузнецов — 96, плотников — 105, извозчиков — 421, кровельщиков — 30, синельщиков — 27. В 1911 г. в Пензе было зарегистрировано 2900 мастеров, 3561 рабочий, 1455 учеников. Ремесленное дело в Пензе зародилось среди
Пенза исстари имела собственное экипажное производство. Исторический романист М. Н. Загоскин, чье детство и отрочество прошли на пензенской земле, со знанием дела писал:
пензенские «экипажи домашней работы крепкие, вальяжные, долговечные и переходящие по прямой наследственной линии от отца к сыну, превосходили даже те, на которых обычно москвичи ездили на гулянье в Марьину рощу».
В 1860-х гг. в Пензе каретным производством занимались 11 мастеров, в 1887 г. — 23. Самое лучшее экипажное предприятие было открыто на Лекарской улице в начале 1860-х гг. местным мастеровым Дмитрием Васильевичем Стрыгиным (1822-1894). Нанятые им опытные экипажники делали двух- и трехместные повозки с крытым кузовом на пружинах. На стрыгинских повозках осуществлялся преимущественно городской извоз, которым в 1860-х гг. было занято 137 человек, в 1888 г. — 420, в начале XX в. — 500.
Пробовали себя пензенские ремесленники и в художественном деле. Современники отмечали, что
«галантерейный товар не дешев, но в нем попадаются предметы, сделанные с изяществом..., в Пензе есть даже мастерская гипсовых фигур. Их приготовляет поселившиися здесь очень небогатый итальянец. У него всегда можно найти чисто вылепленные статуи и статуэтки, бюсты Шиллера, Гете, Моцарта».
Большого искусства достигли пензенские крендельщики, пряничники, хлебопеки. В газетах за 1850-е гг. можно было прочитать следующий отзыв об их мастерстве:
«Белый хлеб, поступающий в продажу, отличается всеми хорошими качествами: бел, рыхл, легок и чист».
На острове Пески ремесленник Павел Андреевич Фадеев в начале XX в. создал гончарное заведение на 8 рабочих мест, производившее самые разнообразные изделия из глины: посуду, игрушки, огнеупорный кирпич, черепицу.
Профессиональная подготовка и совершенствование ремесленников осуществлялась в ремесленных школах. В 1873 г. жена пензенского губернатора Лидия Арсентьевна Татищева открыла в Пензе женскую ремесленную школу, которая давала общее образование в объеме начального училища и специальное по кройке, шитью и пухо-вязальному ремеслам. 16 декабря 1884 г. по духовному завещанию и на средства пензенского городского головы Федора Егоровича Швецова открыта ремесленная школа для мальчиков для подготовки мастеров столярного и сапожного дела. В 1890 г. княгиня Мария Алексеевна Шаховская организовала в своем имении Вазерки Мокшанского уезда школу женского рукоделия, прославившуюся мастерами русского кружева. Курсовая подготовка мастеров осуществлялась в Пензе, Мокшане, Нижнем Ломове, Чембаре, Наровчате, где обучались башмачники, столяры, сапожники, переплетчики.
Ремесленники имели свой корпоративный орган сословного управления — ремесленную управу, созданную в 1806 г. В этой управе цеховые объединялись по ремесленным профессиям, во главе каждого такого объединения стояли старшины.
Память о пензенских ремесленниках сохраняется в их материальных творениях: старинных, изумительной кладки зданиях, кованых решетках, балконах, изысканной резьбе деревянных кружев городских домов, многочисленных изделиях, хранящихся в пензенских и столичных музеях...
А. В. Тюстин