Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

Пенза зрелищная

Публичные увеселения в Пензе появились в XVIII в., когда в городе открылась Петропавловская ярмарка, продолжавшаяся боль­ше недели. Здесь устраивались веселые балаганы, народ дивился выступлениями фигляров. Исторический писатель-романист М. Н. Загоскин в романе «Искуситель» в калейдоскопе ярмарочных уве­селений выделил такую картину:

«...четверо видных детин играли на дудке, а пятый, закрыв левою рукою ухо и потряхивая своей куд­рявой головой, заливался в удалой песне».

kulachnyi boiТрадиционными для Пензы были кулачные бои, когда горожане боролись и дрались улица с улицей, «один на один» или «стена на стену». В. А. Инсарский пишет, что бой «один на один» обычно начи­нал сводчик или посредник, известный своей удалью. Они снимали с себя верхнюю одежду, обнимались, целовались и делали несколько схваток. Победу одного из них определяли судьи. Затем в дело вхо­дили собравшиеся парни и мужики. Обычно в дни храмовых празд­ников на кулачные бои собирались толпы мальчишек и сходились «стена на стену», одна из сторон отступала и обращалась в бегство. На смену мальчишкам заступали взрослые мужчины, во главе кото­рых стояли знаменитые пензенские кулачники.

 

Подробное описание кулачных боев в Пензе дано в воспомина­ниях А. А. Богданова (1874-1939):

«Кулачные городские бои проис­ходили в юго-восточной части города, на навозных свалках, между Вшивой горкой и Инвалидной слободой. Аристократический центр города о боях не предупреждался, но мы, детвора, еще с вечера осве­домлялись о них от «лакалов» и шепотом передавали друг другу эту строгую тайну...

Ясно обозначались две противные стороны. Одна — из слободы Инвалидной, другая — с Вшивой горки. Наступление принимало орга­низованный характер. Шли стенкой на стенку. Противников отде­лял плацдарм не более 150 шагов... Схватка походила на царапанье маленьких зверенышей. Драка подростков считалась более интерес­ной. Видавшие всякие виды мальчуганы от 10 до 15 лет пускали в ход ременные плетки, резины и даже свинчатки. Делая круги, как хищные ястреба, пикеты в 3-5 человек то отступали к границе боя — речке Портомойке, то приближались вплотную к противнику. Самый процесс боя ожесточал. Упавшего и закрывшего лицо руками бить, по уговору, не полагалось. Но зато всеми способами, вплоть до проломов головы свинчаткой, старались ошеломить друг друга и по­валить наземь...

kulach boi

Все это было только прелюдией. Самое главное оставалось впере­ди. И к вечеру разгорался настоящий бой, безудержный, беспощад­ный, смертельный. Вместе с парнями выступали отцы семейств и деды, вырывали с остервенением друг у друга бороды, сворачивали скулы, дробили зубы...».

Богатые пензенские помещики заводили в своих домах оркестры, капеллы, театры. Бывший прапорщик Преображенского полка Иван Федорович Кашкаров (1757 — до 1833) создал из своих крепостных оркестр роговой музыки, с которым на зиму приезжал в Пензу. Пен­зенские любители музыки хорошо знали и принимали оркестр дей­ствительного статского советника Николая Ивановича Бахметева, во владении которого в Пензенской губернии было свыше 350 ревизских душ. В начале XIXв. он продал в казну за 30 тыс. рублей и театр, и оркестр. Похвально отзывался об оркестре пензенского гу­бернатора А. А. Панчулидзева писатель И. В. Селиванов:

«оркестр, надо сказать, очень хороший и большой — человек в тридцать».

Бальный и роговой оркестры общим числом до 50 человек создал и другой местный меломан князь Александр Борисович Куракин. Более того, он имел даже специальную музыкальную школу, в кото­рой учились церковному пению сельские мальчики. Домашние орке­стры имели князь Сергей Федорович Голицын, Алексей Емельянович Столыпин.

Пенза, где формировалась модель русского домашнего театра рос­сийской провинции рубежа ХVIII-Х1Х вв., занимала 3-е место в Рос­сии после Москвы и Петербурга, и 1-е место в провинции по числу любительских театров. Крепостные труппы содержали пен­зенские помещики Роман Иванович Ранцов, Чемесовы, Бекетовы, Ара­повы, Кишенские.

Итальянскую оперу пензенские зрители могли слушать в театре Петра Абросимовича (1737 — до 1811) и Петра Петровича (1772-1822) Горихвостовых, которые в своем доме на Дворянской улице (на этом месте теперь находится гимназия № 1) создали домашний театр. Мемуарист Ф. Ф. Вигель отмечал:

«Труппа г. Горихвостова посвяще­на была игранию опер и исключительно итальянской музыки».

Титу­лярный советник Василий Иванович Кожин (ок. 1765 — до 1811) по воспоминаниям современников «слыл за богатого человека... дер­жал свой оркестр музыки, домашний театр с труппой из крепостных людей». Театр В. И. Кожина своей сцены не имел и по протекции губернатора Ф. Л. Вигеля ставил комедии в зале дворянского собра­ния, которые посещались преимущественно знатной публикой. Наи­большей известностью в Пензе пользовался крепостной театр, со­зданный в 1806 г. надворным советником Григорием Васильевичем Гладковым (1756-1821), унаследованный после его смерти сыном Ва­силием Григорьевичем (1789 — до 1852). На сцене гладковского театра играли также чиновники, семинаристы, профессиональные актеры из других городов.

Из воспоминаний В. А. Инсарского:

«... В первом отделе звездою первой величины был Григорий или «Гришка», отчаяннейший из всех существовавших трагиков, даже вне сцены наводивший на всех трепет своим видом, ибо постоянно ходил с растрепанными, всклоченны­ми и нечесанными волосами, небритой бородой и постоянно, как и барин его, был «в подпитии». Он имел громадную репутацию в сре­де местных любителей театра и на сцене действительно был ужасен. Всех ролей, которые он исполнял, я не могу вспомнить, но в то время была в большом ходу и часто исполнялась драма: «Отец и дочь», где Григорий наводил ужас на зрителей...

Во втором отделе также звездою первой величины, затмевавшей дарование Григория, был Бурдаев, тоже трагик, что не подлежало ни малейшему сомнению при первом взгляде на эту замечательную фи­гуру. Редко можно встретить личность трагика, по самой внешности своей так полно отвечающую этому званию...

Трагичность Бурдаева была естественная и потому благородная и изящная ...Он был столоначальник гражданской палаты и вообще человек весьма почтенный... Служение его драматическому искусст­ву едва ли не было совершенно бескорыстно и истекало вовсе не из нужды, но из любви к театру... Одним словом, Бурдаев был царь пензенской сцены и первейший экземпляр труппы, образовавшейся из местных чиновников, в которой эти господа менялись, как в пано­раме, ибо чуть ли не каждый пробовал свой талант, и когда его не оказывалось, уступал место другому...».

С именем пензенского вице-губернатора И. М. Долгорукова связа­но создание первого пензенского театра. По его инициативе был создан кружок любителей театрального искусства, в который вошли представители местных дворян и чиновников.

Два первых в истории города театральных представления были даны в вице-губернаторском доме при непосредственном участии Дол­горукова и группы «благородных любителей сцены».

Спустя год в усадьбе Д. И. Полочанинова строится специальное здание на 200 мест, в котором 24 ноября 1793 г. состоялось откры­тие первого театрального сезона. И.М. Долгоруков поставил коме­дию Екатерины II «Обманщик».

Репертуар состоял главным образом из комедий А. П. Сумарокова. В 1796 г. на сцене театра впервые выступили актеры-профессиона­лы. Театр просуществовал до 1797 года.

В 1846 г. дворянин и чиновник Иван Николаевич Горсткин возоб­новил спектакли в отремонтированном здании гладковского театра.

Писатель И. А. Салов вспоми­нал о театре 40-х годов XIX в.:

«...Пензенский театр не отли­чался особою изящностью, но все-таки имел, помнится мне, три яруса лож, галерею и довольно поместительный партер...

В театре играла музыка гу­бернатора Панчулидзева, и спектакли ранее его появления на­чинаться не могли. Я отлично это помню. Бывало, оркестр иг­рает, назначенный для спектак­ля час проходил, а занавес все-таки не поднимался. Выражать свое нетерпение тогдашняя пуб­лика не смела, да никому и в голову не приходило, а все си­дели и молча ожидали появле­ния его превосходительства. Но вот в партере появился полицмей­стер Клушин и объявляет: «губернатор едет», а вслед за этим в партере показывается и сам Панчулидзев...».

С 1876 г. театр содержал его сын Лев Иванович Горсткин.

В 1896 г. мировой судья Степан Степанович Колпашников (умер в 1912), присяжный поверенный Пензенского окружного суда Алек­сандр Александрович Косминский (1839-1905) и чиновник Дмитрий Семенович Волков (1865-1917) основали Народный театр, открыв­шийся постановкой пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок».

Актеры театра давали спек­такли на открытой сцене парка «Верхнее гулянье». Поражает коли­чество пьес, поставленных театром в один сезон: 1896 г. 20, 1897 г.35 пьес.

Актерская труппа была любительской, но в ней было два профес­сиональных актера. При театре существовал хор из 60 человек. С 1896 по 1912 годы театр посетило более одного миллиона зрителей.

Славилась Пенза и цирковыми представлениями. Литератор А. А. Богданов вспоминал:

«На Петровскую ярмарку приезжал обыкновенно цирк, который в то время назывался не цирком, а труппой волтижеров».

В декабре 1873 г. братья Дмитрий Александрович (1835-1916), Аким Александрович (1843-1917) и Петр Александрович (1846-1921) Ни­китины открыли в Пензе первый в России стационарный «Русский цирк братьев Никитиных». В 1906 г. наездник Альберт Вильгельмович Сур (1863-1919) построил в Пензе деревянное здание цирка, в котором в 1907 г. выступал Владимир Леонидович Дуров (1863-1934), а в 1912 г.Анатолий Леонидович Дуров (1864-1916).

К 1911 г. пензенцы имели огромный выбор в развлечениях и увесе­лениях. В городе действовали Летний театр на территории сельскохо­зяйственной выставки, Летний Народный на Садовой улице и Зимний в доме Вышеславцева на Театральной улице; клубы вольного пожарного общества. Соединенное и Дворянское собрания, клуб общества торго­во-промышленных служащих, кинематографы «Аванс», «Рекорд», «Мо­дерн» на Московской улице, «Эдиссон» на Селиверстовской, «Амери­канский» в саду при Зимнем театре, в 1915 г. был открыт кинотеатр «Олимп».

Нынешнее поколение пензенцев встречают рампы государственных и любительских театров, многочисленные музыкальные коллективы — хоровые, оркестровые, танцевальные, отмеченные высокими наградами на международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

А. В. Тюстин.

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET