Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Кино в деревне

      Для ознакомления с содержанием материала необходимо навести курсор на одну из кнопок и нажать на нее
           ↓                                                                                                                                        

239-241

 

«Я представляю себе, что я получил наследство и купил кинематограф, подобрал самые веселые и интересные картины... Я достаю разрешение и объезжаю деревню за деревней, село за селом... И куда я ни приезжаю, дети, бабы, мужики и даже самые древние старухи захлебываются от радости...»

Саша Черный,
«Первое знакомство»

«КИНОФИКАЦИЯ. Слово, появившееся недавно в употреблении только у нас в СССР, означает широкое распространение кино во всех населенных

___________________________ 239

пунктах с целью предоставления трудящимся массам общедоступного и наиболее отвечающего их запросам кино».

Из «Словаря терминов кино»
(«Кино-справочник на 1927 г.», М., 1927)

 

В аграрной стране, каковой Россия была и в прошлом, и до середины нынешнего века, вопрос народного просвещения практически сводился к вопросу просвещения крестьян. Львиная доля усилий российских просветителей была направлена на работу в деревне, и возможности кино сразу же были ими оценены. О необходимости внедрять в деревню разумный кинематограф говорилось до революции, о кинофикации деревни говорилось и в 20-е годы. Произнесенная в феврале 1922 г. знаменитая фраза Ленина («Из всех искусств для нас важнейшим является кино...») имела следующий подтекст: большинство населения страны, в основном крестьяне, было неграмотным, поэтому кино, лучшее из наглядных пособий, являлось идеальным средством агитации среди масс. Оставалось только донести это средство до крестьян, тем способом, о котором мечтал в 1912 г. Саша Черный — передвигаясь по деревням и селам.

* * *

Когда сеансы кинематографа еще были явлением редким, пензенские крестьяне знакомились с кино только в губернском и уездных городах, на крупных железнодорожных станциях (206). Ярмарочные, а затем и стационарные кинематографы, естественно, ориентировались и на сельчан, составлявших немалую часть публики в «нижних» районах Пензы, но специальных «крестьянских» сеансов с образовательной программой (наподобие устроенного в «Авансе» 22 августа 1911 г.) никто не практиковал. Газетная же критика неоднократно отмечала, что к кинематографу народ относится как к пустой забаве, утверждала, что кинематограф для крестьянина вреден и т.п. Основным поводом для подобных заключений был кинорепертуар, якобы не расширявший кругозора крестьянина, не дававший ему полезных и нравоучительных примеров.

И распространялся кинематограф на территории губернии преследуя преимущественно коммерческие, а не просветительные цели. Некоторые из частных кинопредприятий, как, например, кинематографический театр саранских мещан С. В. Белочкина и М. И. Иванина, планировавшийся к открытию в феврале 1913 г., были передвижными. К числу таковых относился и электротеатр «Прогресс», принадлежавший И. И. Осовину. О нем упоминала нижнеломовская газета «Куранты» в 1914 г.:

«Электро-театр «Прогресс» прибыл в село Атмис 25 января с. г. За неимением более удобного места директор электро-театра г. Осовин решил дать свои сеансы в здании двухклассного министерского училища».

На первый сеанс были приглашены школьники и

___________________________ 240

ученицы женской школы (дети из бедных семей допускались бесплатно), на второй — взрослые. Показывались фильмы «Пожар мельницы», «В снегах Австро-Венгрии», «Развалины Египта», «Карнавал в Ницце», «Праздник на реке Меконг», комедии, исторические сюжеты («Суд Соломона» и другие) — «все картины добропорядочные, лишенные нелегальности и порнографии». Электротеатр посетили местные интеллигенты, администрация села. 14 февраля, на масленицу, Осовин снова приехал в Атмис с другой программой, также состоявшей из видовых, драматических и комических картин. На этот раз публики было чересчур много, к тому же на сеансе для взрослых было немало подгулявших по случаю праздника крестьян.

«...Многие держали себя некрасиво, что объясняется тем, что наша деревня еще так бедна культурными развлечениями и народ не приучился вежливо держать себя в подобных собраниях»,

сокрушался автор заметки «Из развлечений масленицы» в «Курантах» № 64 от 24 февраля.

В то же время уже существовали и примеры проникновения в крестьянскую среду поддерживаемого земскими организациями «разумного кинематографа». В «ПГВ» от 3 сентября 1910 г. была опубликована заметка пензенского фотографа Б. Вальдмана «Сельскохозяйственный кинематограф», в которой рассказывалось об опыте устройства передвижного кинопредприятия агрономами земства Херсонской губернии. Кинематограф, называвшийся «Примерный хозяин», демонстрировал для крестьян фильмы о новейших достижениях зарубежной агрокультуры и агротехники, и финансировался земством и, предположительно, Главным управлением земледелия и землеустройства. Пензенскому земству предлагалось последовать примеру херсонских коллег. Однако широкое внедрение подобного начинания тормозилось уже названными ранее причинами (дороговизна оборудования и т.п.); причины эти были подробно перечислены и в докладе Федорова «Кинематограф как фактор при развитии школьного обучения и внешкольного образования», сделанном на общеземском съезде по народному образованию весной 1913 г. Признавая необходимость и важность распространения кинематографа в деревенских школах и народных домах, земским деятелям тем не менее приходилось констатировать, что прокат кинокартин в деревне очень затруднителен. Основные проблемы были технического характера: во-первых, из-за дороговизны лент их было бы желательно брать в прокат, но прокатные фирмы устанавливали оборотный срок в три дня, что при российском бездорожье автоматически «отсекало» от подпитки фильмами всю глубинку; во-вторых, возникали сложности с эксплуатацией аппаратуры. Электричество в деревне было редкостью, использование эфирно-кислородных горелок из-за опасности пожара властями не приветствовалось. Способ решения первой проблемы предлагало нижегородское земство: можно было устраивать уездные склады кинолент (уездные киноконторы) по маршрутам передвижных кинематографов, широко кооперируясь в этой сфере с земствами других губерний. Вторую проблему помогло решить появление в 1913 г. аппарата «Кок», который можно было свободно приобрести

___________________________ 241

 

Читать далее
Подняться к началу

242-244

 

242-kinoapparat-kokКиноаппарат «Кок» фирмы «Братья Патэ»

в отделениях фирмы Патэ через посредство кассы мелкого кредита, как любую сельхозтехнику.

Уже в 1914 г. началась «первая волна» кинофикации российской деревни.Например,воднойиз заметок, опубликованных в «ПГВ» в течение марта 1914 г. под общим заглавием «Кооперативные письма», упоминается:

«...Четыре [кредитных]товарищества [Городищенского уезда](Чадаевское, Знаменско-Лопуховское, Степановское и Гремячевское) с целью отвлечения своих членов от пьянства и доставления им разумного развлечения приобрели домашние кинематографы «Кок»

(«ПГВ» № 84 от 30 марта).

На собраниях крестьяне постановили также специально откладывать часть чистой прибыли, чтобы на эти деньги брать картины в прокат. В Степановском кредитном товариществе сеансы кинематографа предполагалось сопровождать объяснениями, «почему и решено [было] купить небольшое количество соответствующих книг».

Эти обстоятельства и позволили А. Григоровичу, автору статьи «Кинематограф и деревня» («Куранты» № 69 от 1 апреля 1914 г.), не разделять взглядов митрополита Петербургского и Ладожского Владимира, рекомендовавшего российскому духовенству в проповедях и печатных посланиях доказывать абсолютный и безусловный вред кинематографа.

«Если бы владыка объявил войну кинематографу в его нынешней форме, или точнее, современному репертуару кинематографа, наши симпатии, без сомнения, были бы на его стороне, — говорилось в статье. — [Но] запрещение и борьба с кинематографом особенно дадут себя чувствовать в провинции, где сейчас многие земства озабочены введением кинематографа в деревне, в целях пропаганды разумных сведений (207). На очереди даже стоит вопрос об общем земском созыве для покупки и эксплуатирования кинематографических фильм... Тем более, что Главное управление земледелия и землеустройства уже делало запрос в земства, какого характера и содержания желательны ленты, уже заказанные одной законтрактованной кинематографической фирме...»

Еще одной значительной инициативой Главного управления землеустройства и земледелия было содействие созданию агрономических поездов-

__________________________ 242

выставок, комплектуемых и обслуживаемых управлениями ряда российских железных дорог.

«В текущем месяце нашу губернию посетит агрономический поезд-выставка, устроенный Управлением Московско-Казанской железной дороги при содействии Главного управления землеустройства и земледелия, — сообщалось в «ПГВ» 5 марта 1914 г.— По словам московских газет, поезд состоит из десяти специально построенных вагонов. Среди них имеется специальный вагон-аудитория, рассчитанный на 50-60 мест, в котором будет прочитан агрономами, сопровождающими поезд, ряд популярных лекций по сельскому хозяйству. В этом вагоне устроен экран для иллюстрации лекций световыми и кинематографическими картинами(выделено в оригинале. — О. С.). Кинематографический аппарат помещается в особой будке... Вход для осмотра выставки, а также для слушания лекций — бесплатный. У нас поезд-выставка будет иметь остановки: в Саранске с 9 по 12, в Тимирязеве с 15 по 16, в Лунине с 17 по 18 и в Рузаевке с 23 по 24 марта включительно».

9 марта поезд встречала в Саранске представительная делегация во главе с пензенским губернатором А. П. фон Лилиенфельд-Тоалем. В первый день стоянки передвижную выставку достижений сельского хозяйства посетили более 500 человек, в основном горожан и учащихся. Крестьян было мало, поскольку из-за несвоевременного оповещения о прибытии поезда и бездорожья многие не сумели приехать в Саранск вовремя. Поезд был «признан всеми новинкой весьма и весьма полезной», способной дать «известный толчок вперед в деле улучшения сельского хозяйства среди крестьян». Была отмечена и работа кинематографа в вагоне-аудитории поезда:

«При нас демонстрировали при помощи ручного кинематографа «Приготовление швейцарского сыра». Картина вышла мало освещенной вследствие недостаточной энергии в электрической лампочке»

(«ПГВ» № 68 от 13 марта 1914 г.).

Вскоре агропоезд на короткое время остановился и в Пензе:

«Агрономический поезд Московско-Казанской железной дороги имел стоянку в нашем городе 24 и 25 мая. Так как в Пензу он прибыл экспромтом, главным образом по просьбе Губернской земской управы, а потому о прибытии его не было извещено в достаточной мере, и остановился он на отдаленном от города вокзале Московско-Казанской ж.д., то его посетило сравнительно немного публики... Кинематограф пополнился новыми научными фильмами, изображающими посев хлеба и другие моменты из сельскохозяйственной жизни...»

(«ПГВ» № 135 от 28 мая 1914 г.).

Как сообщалось чуть позже, подобные поезда уже курсировали по Московско-Казанской и Владикавказской железным дорогам, функционировал вагон-музей по пчеловодству, огородничеству и садоводству, устроенный учебным отделом Министерства путей сообщения; были близки к осуществлению или реализованы проекты организации агропоездов на Рязано-Уральской, Юго-Западных, Закавказской, Либаво-Роменской и Амурской железных дорогах.

__________________________ 243

Начавшаяся в июле 1914 г. война нарушила многие планы, в том числе и связанные с деятельностью агропоездов (хотя в конце мая 1915 г., несмотря на затруднения военного времени, агропоезд Московско-Казанской ж.д. вновь посетил Пензенскую губернию). Тем не менее массовое продвижение культурных начинаний в российскую деревню продолжало набирать размах. Особенно актуальной задачей было противодействие народному пьянству (после введения в начале войны «сухого закона», т.е. полного запрета на государственную продажу спиртного, в деревне ожило самогоноварение, участились случаи отравления алкогольными суррогатами, денатуратом и политурой). Борьба земских организаций за трезвую и просвещенную деревню шла под лозунгом «Книга вместо водки». Именно так называлась передовая статья в «ПГВ» от 31 марта 1915 г., своеобразная декларация предполагаемой программы действий земства по созданию материальной базы для деревенских просветительных организаций.

«...Эпоха трезвости по времени совпала с широким земским движением в пользу развития внешкольного образования, — говорилось в статье. — Бессистемное народное чтение для взрослого населения, которое изредка ввел сельский учитель в школьное помещение, было признано в земских кругах несостоятельным... Возникла мысль о постройке в сельских местностях так называемых народных домов, которые явились бы центром просветительной деятельности в селах и деревнях. В них могли бы быть устроены и народные аудитории для чтений, как общих, так и специальных, допустим, по вопросам сельского хозяйства и агрономии, как могли быть устроены библиотеки-читальни для взрослого сельского населения.

В них же могла быть сосредоточена деятельность местных сельскохозяйственных обществ. Изредка, поскольку позволяют местные силы и средства, в них могли быть даже устраиваемы и деревенские спектакли... На этот именно путь внешкольного развития и просвещения уже два года назад выступили некоторые из наших земств. Когда была прекращена продажа спиртных напитков, у земских кругов имелась уже готовая форма, в которую они могли облечь деревенский досуг, и мы видим действительно, что целый ряд губернских земств в минувшую очередную сессию выносит постановление о постройке народных домов. Имеются такие резолюции земских собраний: Пензенского, Полтавского, Екатеринославского, Вятского, Киевского, Уфимского, Пермского и Рязанского; одни из них выступают на путь строительства сельских культурных учреждений вполне самостоятельно, а другие, как Екатеринославское, предполагают произвести эту работу через посредство кооперативных организаций, выдавая им на постройку домов крупные беспроцентные ссуды.

Начинает завоевывать в деревне права гражданства и кинематограф. Народные чтения и лекции, иллюстрируемые кинематографом, применяются во многих уездах и пользуются вполне заслуженным успехом. Появляются земские музеи наглядных пособий... Многие из губернских и уездных земств

__________________________ 244

 

Читать далее
Подняться к началу

245-247

 

выработали сети внешкольных библиотек и с текущего 1915 года приступают к их организации...

Мы знаем, что для мирной, широкого масштаба, культурной работы теперь не время. Но вот кончится война, и тогда и в этой новой области земского хозяйства забурлит кипучая деятельность в русской деревне...» (208)

Мощный толчок к оживлению культурной жизни в деревне дало, однако, не окончание войны, а изменение государственного строя в результате Февральской революции. Массовое открытие культурно-просветительных учреждений в деревне происходило в 1917-1919 гг., когда общество, охваченное демократическими идеями, стремилось к новой жизни. Однако большевизация всех административных учреждений после Октябрьской революции, ликвидация земства, национализация, начало гражданской войны и разруха подорвали уже сформировавшуюся сельскую культурную сеть. Многие из открывшихся просветительных учреждений, лишившись кадров и средств, прекратили существование.

Новая власть, взяв на вооружение перекроенные под новую идеологию наработки земства и старых государственных учреждений, декларировала свои принципы народного просвещения и внешкольного образования в деревне. Выглядели они аналогично старым, в том числе и в сфере кино:

«Кинематографический отдел комиссариата просвещения предполагает использовать технические силы для создания сельско-хозяйственныхкинолент и организаций передвижных кинематографов в деревне. Комиссариат просвещения видит в создании научного кинематографа для деревни один способ популяризации сельско-хозяйственных знаний среди широких масс населения»

(«Молот» № 89 от 27 июля 1918 г.).

В начале 1919 г. при Пензенском Союзе потребительских обществ был открыт культурно-просветительный отдел. В числе его подотделов был, например, театральный, в основном оказывавший содействие деревенским жителям в организации спектаклей и лекций с туманными картинами. Как отмечалось,

«спрос на волшебные фонари превышает их наличность (фонарей только пять) и здесь приходится вести даже запись очередей»

(«Известия Пензенского Губисполкома и Горсовета...»
№ 29 от 7 февраля 1919 г.).

В том же году секция народного образования при Губстатбюро произвела перепись всех существовавших в губернии учреждений внешкольного типа.

Постепенное восстановление культурной работы вдеревне началось в начале 1920-х гг. Как уже упоминалось, главной задачей фотокиносекции Политпросвета при губернском отделе народного образования (1921 г.) являлось просвещение деревни посредством передвижных киносеансов.

__________________________ 245

«Для устройства таковых по деревням и селам механики-демонстраторывыезжают с аппаратами и лентами почти каждую неделю... За последнее время по приглашению сеансы были поставлены в Валяевке, Колюпановке, Оленевке, Воскресенском, Терновке и др. местах»,

сообщалось в «Красном знамени» 22 марта 1921 г. На состоявшемся 7 июля 1921 г. заседании президиума правления союза Всеработземлеса тов. Сельский докладывал о результатах своей поездки с киноаппаратом по совхозам:

«...Ставились картины по пчеловодству, огородничеству, причем читались лекции агрономическими местными силами, а затем часть и комических картин. Крестьянство сильно заинтересовано постановкой кино-секции, поэтому... необходимо усилить работу кино-секции среди с.х. объединений, изыскать картины более научного характера, а также хорошо бы организовать фото-секцию для снимков совхозов и проч. объединений...»

(ГАПО, ф. р-261, оп. 1, д. 169, л. 58).

Заседание постановило признать подобную работу среди сельхоз-объединений необходимой и желательной, но при условии изыскания средств. Лекторские силы предполагалось отозвать из Губсовхоза, «а также необходимо и партийного человека».

В это же время была восстановлена практика создания поездов-выставок, но теперь уже агитационных, курируемых губполитпросветом (209).

«В связи с посевной кампанией с четверга 26 мая между станциями Пенза и Башмаково Сызрано-Вяземской железной дороги будет курсировать для просветительной работы один агитпоезд, на который возлагается обслуживание сел и деревень на 12-верстном расстоянии от полотна железной дороги, — отмечалось в «Красном знамени» 26 мая. — От фото-кино подотдела в поезде будет находиться инструктор с кинематографическим аппаратом, волшебным фонарем и соответствующими картинами». В июне сообщалось уже о двух агитпоездах: «Первый курсирует в районе Пенза — Башмаково, второй — Пенза — Канаевка. Оба поезда довольно хорошо оборудованы. Каждый из них располагает вагоном-читальней, где располагается библиотека, кинематографом, поезд№ 1 — струнным оркестром,№ 2 — драмтруппой»

(«Красное знамя» № 129 от 12 июня 1921 г.).

27 июня 1921 г. в Пензу, на вокзал Сызрано-Вяземской железной дороги, прибыл первый советский агрономический поезд имени Ленина. В составе поезда имелся вагон-аудитория с волшебным фонарем и кинематографом. Как сообщалось, агропоезд 26 июня останавливался в Пачелме, где были проведены 4 митинга на станции и в окрестных селах, и после стоянки в Пензе (27-28 июня) должен был следовать дальше, на Рузаевку, Саранск и Тимирязево, а в двадцатых числах июля вернуться через Пензу на Моршанск.

«С наступлением темноты обычно работает кинематограф, имеющий редкие фильмы по сельскому хозяйству»,

говорилось в заметке «Прибытие агропоезда» («Красное знамя» № 141 от 28 июня).

__________________________ 246

Действительно, 27 июня «с 12 до 1 ч. ночи кинематограф показывал живые картины обработки земли машинами, посадки и сбора корнеплодов и т.п.» («Красное знамя» № 142 от 29 июня).

В конце июня вернулся в Пензу агитпоезд№ 1, пробывший в пути около 26 дней.

«В это время на промежуточных станциях, а также в близлежащих селах Шереметьево, Калиновка, Новая Толковка, Варежка, Владыкино, Успенское, Дурасовка и др. персоналом поезда был устроен ряд лекций, митингов и кинематографических сеансов, — говорилось в отчете о поездке в «Красном знамени» от 5 июля.— Главное внимание было обращено на работу кинематографа и постановку картин агитационного характера при помощи волшебного фонаря. Народу на сеансы собиралось до 400 чел. и более...»

Несмотря на сложности, связанные с отсутствием на рынке киноаппаратуры и фильмов, в отдельных селах и уездных центрах продолжали открываться и действовать кинематографы, например: в селе Чернышово Чембарского уезда (1922 г.), при бывшем заводе Буркина в селе Верхний Шкафт, в селе Лунино Мокшанского уезда (1923 г.) и другие.

В 1923 г. под лозунгом «смычки» города и деревни в Пензе была восстановлена проходившая в июле Петропавловская ярмарка. В июле же по всей губернии праздновался День кооперации.

«В с. Дракино торбеевцы за счет многолавки пустили для граждан в несколько смен кинематограф, — информировали «Трудовую правду» из села Торбеево, — бесплатно выпуская перед каждым сеансом своего докладчика...»

(№ 161 от 21 июля 1923 г.).

В конце сентября 1924 г. начал работать губернский Дом крестьянина, устроенный практически в соответствии с проектом народного дома образца 1915 года. Открывшийся при нем кинотеатр «Смычка» в марте-апреле 1925 г., например, бесплатно посетили 490 крестьян.

В это же время провела рейд по Пензенскому району кинопередвижка, приобретенная Пензенским райкоопсоюзом.

«Почти месячная поездка, — сообщалось в «ТП» от 16 апреля, — была предпринята с агитационной картиной на кооперативные темы «Всем на радость» (выпуск Центросоюза). Картина показывалась в школах, сельсоветах, судя по тому, где было удобнее. Кино-передвижка возит с собой по деревням собственный мотор. Интерес крестьян к кино — громадный».

В мае-июне 1925 г. кинопередвижка райкоопсоюза посетила еще 25 сел и деревень, проводя иногда сеансы на открытом воздухе. В Чемодановке такой киносеанс привлек свыше тысячи зрителей.

Политика партии в отношении кинофикации деревни (на основе решений XIII съезда) все настойчивее требовала от местных властей усиления кинообслуживания сельской местности, приветствуя все начинания в этой области различных организаций и учреждений. Финансирование деревенского кинопроката предлагалось производить за счет прибылей от коммерческих кинематографов. Однако стационарный кинематограф в деревне, особенно в дальних районах с плохими дорогами, оказался невыгоден прокатным организациям, у которых не хватало фильмофонда для рассылки (а вообще-то им было не-

__________________________ 247

 

Читать далее
Подняться к началу

248-250

 

выгодно отдавать фильмы в многодневный и малодоходный оборот по деревням). Поэтому основой деревенского кинообслуживания стала кинопередвижка. Первые передвижки комплектовались различными типами стационарных киноаппаратов, требовавших специального транспорта, электродвигателя и т.п., что резко ограничивало возможности массового их распространения. Для того, чтобы по-настоящему оживить киноработу в деревне, понадобилась новая техническая разработка — относительно простой и дешевый передвижной киноаппарат ГОЗ. К вящей гордости пензяков, самое непосредственное участие в его разработке и апробировании принимал Леонид Косматов. Он же составил первые инструкции для механика кинопередвижки и написал серию брошюр «Киномеханик. Практические руководства для киномехаников стационарников и передвижников».

С 1924 г. первые, крайне немногочисленные ГОЗы появились в Пензенской губернии.

«Потребительским обществом приводится в осуществление план постройки летнего театра,— сообщалось из села Поим Чембарского уезда 21 мая 1924 г.Здесь предполагается широко поставить культработу с чтением лекций, волшебным фонарем и даже выписывается кино-аппарат системы «Гоза».

Новые передвижки активно пропагандировались и распространялись. Так, в октябре 1924 г. проводился конкурс газеты «Правда» на лучшую избу-читальню с десятью премиями.

«Первые 3 премии содержат в себе: 1) кино-аппарат «ГОЗ», 2) бюст Ленина, 3) стенные часы, 4) библиотека в 300 книг и 5) карты: полушария и РСФСР...»

сообщалось в «ТП» от 26 октября.

«Пензенскому уездному исполкому принадлежит хорошая инициатива: он еще весной приобрел кино-передвижку и начал чрезвычайно интересную работу по селам и деревням Пензенского уезда, — отмечала «ТП» 25 июля 1925 г. — До настоящего времени кино-передвижка успела побывать в большинстве селений уезда... Особенный успех кино-передвижка имела в селах: Елани, Бессоновке, Чемодановке, Валяевке, Селиксе... Перед демонстрацией картин в этих селах ставились доклады о значении авиахима и производилась запись новых членов авиахима».

Передвижкой показывались картины, пропагандирующие советские достижения в авиации: «Как Фома летал на самолете в Москву», «Передача воздушной эскадрильи им. т. Ленина», «Вторая годовщина ОДВФ». Передвижка Пензенского уисполкома работала также на заводе№ 14, у членов союза работников коммунального хозяйства, в губсовнацмене, принимала участие во Всероссийском конкурсе кинопередвижек.

В августе губполитпросвет затребовал от уполитпросветов сведения, необходимые для того, чтобы раскинуть сеть кино-передвижек по губернии.

«Вместе с тем губполитпросвет договорился с местным представительством Совкино относительно снижения прокатной платы за картины. В результате переговоров плата будет снижена с 19 руб 50 коп. до 5 рублей за каждую картину»

(«ТП» № 195 от 28 августа 1925 г.).

__________________________ 248

В статье Н. Орлова «Кино лицом к деревне» («ТП» № 212 от 17 сентября) сложившаяся на тот момент ситуация разъясняется грамотно и подробно:

«... Действующих экранов по губернии, включая Пензу и Кузнецкий уезд, числится 12. Из них в рабочих и крестьянских клубах 8. Передвижек зарегистрировано пять штук, но фактически работает только одна. И это на два миллиона населения губернии.

Между тем центр усиленно настаивает на продвижении фильмы в глубину крестьянских масс. Подбирается ряд специально крестьянских программ как бытового содержания, так и научно-популярного,но обстоятельства складываются так, что даже при существовании самых льготных условий проката большинство кино-организаций вынуждены или пускать свои аппараты крайне редко, а в большинстве случаев держать их в консервированном, бездействующем состоянии.

Главная причина этого — большая потеря времени на пересылку фильмы из агентства до театра и обратно. Приблизительно две трети фильма бывает в дороге и только одну треть времени действует. Пример: из Пензы до Краснослободска фильма идет два дня в лучшем случае, два дня «крутится», а затем два дня — обратная дорога. С другой стороны, уездные кино-театры крайне бедны и не все имеют возможность окупать даже ту минимальную прокатную плату, что назначает Совкино. А последнее не имеет возможности понизить ее более, ввиду указанной потери времени...»

По мнению местного представителя Совкино, для исправления ситуации следовало наладить «кольцевую» передачу киноленты от кинотеатра к кинотеатру, для чего следовало увеличить число действующих киноточек и тем самым уменьшить расстояния между ними. Обмен картинами и их оплата должны были производиться по договоренности.

Однако подобная схема могла бы работать только при условии наличия достаточного количества аппаратуры, налаженного снабжения «цепочек» фильмами и хороших взаимоотношений между отдельными киноточками. Впрочем, человеческий фактор не так сильно брался в расчет, как технический.

«Была у нас кино-передвижка,— жаловался селькор из Пензенского уезда в «ТП» от 16 мая 1925 г.Многие крестьяне увидели кино в первый раз в жизни. Передвижка сопровождалась лектором, который читал доклад на тему «Ленин и крестьянство». После же доклада «казали» картины, начав... со старой полуоборванной ерунды «Кот в сапогах». Крестьяне говорили кинематографщику:

— Вы бы, товарищ, привезли нам насчет Ленина...

Но «насчет Ленина» не было ничего...»

В клубе Николо-Пестровского стекольного завода имелась всего одна картина — любительская съемка свадьбы князя Оболенского, бывшего владельца завода. Работало кино крайне редко, «когда пришлют картины из Инзы или Саранска»(«ТП» от 10 июля 1925 г.).

__________________________ 249

В относительно нормальных условиях велась киноработа только в Пензенском уезде. Например, Чемодановское сельское кредитное товарищество смогло 16 октября показать землякам выписанную из Пензы картину «Трагедия Евлампия Чиркина», которая оказалась «близка крестьянству».

«В деле кино в деревне имеются известные достижения,— заявлялось тем не менее в одном из докладов, прилагавшихся к протоколу заседаний IV губ. съезда союза работников искусства, прошедших 30 ноября-2 декабря 1925 г.Считаем необходимым дальнейшее углубление этой работы, широко используя кино-передвижки, а также кино-установки для проведения художественной работы, стремиться к самоокупаемости...»

(ГАПО, ф. р-261, оп. 1, д. 700, л. 59).

Предлагалось также тщательнее подбирать работников, отправлявшихся с кинопередвижками в деревню, отдавая предпочтение членам союза Рабис, «каковые должны быть грамотны политически». А вот строки из отчета о работе художественного отделения Пензгубрабиса с 1 мая 1925 г.:

«С августа месяца Худ. Отделение стало... проводить 4-й вопрос жизни, т.е. Искусство лицом к деревне, но прежде чем проводить, нужно знать, чем руководить. Поэтому Худ. Отд. составило схему учета кино-аппаратов, волшебных фонарей и разослало их по уездам. Одновременно повела переговоры с Совкино о снижении цен до минимума. В настоящее время учтено и работает по губернии и по городу 14 кино-аппаратов, не работает 8, передвижек работает 4, не работает 3. В этой области Худ. Отд. работает в настоящее время исключительно в даче советов приезжающим из деревни...»

(там же, л. 76об).

Между тем на заседании агитпропсекции губсовещания деревенских работников (1-2 июня 1925 г.) отмечалось:

«...Неладно с кино. Были попытки в уездах, в результате — убыточность, фильмы невысоки качеством... В области кино и театра — слишком большие налоги...»

(ООПФ ГАПО, ф. 36, оп. 1, д. 932, л. 93об).

«Работа кино в деревне зависит не от мест, а от Совкино, где замечается бюрократизм, дают ненужные картины, в результате мы обманываем публику и терпим дефицит,— говорилось в прениях на губсовещании агитпропработников 5 июня 1926 г....Качество аппаратов (кино) слишком неважное, не успеваем исправлять. Кино в деревне никем не руководится. Хороших фильм почти нет, а если и попадают хорошие картины, то они истрепаны и беспрерывно рвутся...»

(ООПФ ГАПО, ф. 36, оп. 1, д. 1395, л. 189).

Плановое совещание при губполитпросвете 16 января 1926 г., признав «отсутствие работы кино-передвижки» и нехватку киноустановок в уездах губернии, наметило ряд мероприятий по улучшению киноработы в деревне.

В 1926 г. ситуация стала меняться к лучшему.

«При губполитпросвете образован фонд кинофикации деревни (снабжение ее кино-передвижками и картинами), — сообщалось в «ТП» 4 сентября1926 г.— В этот фонд управление зрелищных предприятий ежемесячно отчисляет пять процентов со сборов театров и кино Пензы».

3 октября было отмечено:

«Недавно губполитпросвет приобрел две кино-передвижки, которые с октября начнут обслуживать

__________________________ 250

 

Читать далее
Подняться к началу

251-253

 

деревню. До сих пор у ГПП кино-передвижек не было совсем»(210).

А 14 ноября в «ТП» появился благодарственный отзыв из села Русский Шелдаис:

«2 ноября наше село испытало очень большое удовольствие от кино-передвижки, которая показала нам картину — «Черное сердце». Конечно, не было конца пожеланиям, чтобы и в дальнейшем наше село не забывала передвижка».

«Работает в настоящий момент пять передвижек, что составляет пропускаемость 10 — 12 тысяч [человек]в месяц, — информировал доклад о работе «Совкино» по Пензенскому району за время с 1 июля 1925 г. — Передвижки получали по 5 руб. в день за прокат... Последние циркуляры установили более низкую плату и для нужд передвижек образовался специальный отдел деревенского проката, где характер картин самый разнообразный, как например, по сельскому хозяйству и скотоводству, показательные, производственные, краткометражные драмы из крестьянского быта, с агитационно-революционной идеологией, также комические и видовые... Из таких отдельных частей получается сборная программа, которая всегда найдет сочувствие и вполне понятная широкой крестьянской массе. В то же время, снабжая деревню чисто революционными картинами, зачастую получаешь результат, что, мол, тяжеловаты для крестьян, нет ли чего посмешней, т.е. полегче...»

(ГАПО, ф. р-261, оп. 1, д. 700, л. 77).

Здесь же давалась рекомендация:

«По большим селам и деревням необходимо групповым образом приобретать кино-передвижки. Этим ведает Главполитпросвет, кино-секция, каковая на льготных условиях отпускает кино-передвижки, необходима инициатива с мест»(211).

С инициативойна местах не медлили:

«Губотдел союза лесных и земельных работников приобрел недавно кино-передвижку. Кино-передвижка с де-

__________________________ 251

кабря с.г. по 11 апреля 1927 г. будет продвинута в Беднодемьяновский, Краснослободский и Городищенский уезды, а затем — в другие»

(«ТП» № 287 от 17 декабря 1926 г.).

Как отмечалось в обзорном интервью с заведующим Пензенским агентством «Совкино» 16 апреля 1927 г., «стационарных установок в больших селениях [Пензенского] района — 12, а кино-передвижек — 13». Для деревенских киноустановок имелся особый фонд картин, допущенных к показу Главреперткомом. 95% этого фонда составляли фильмы советского производства. Прокатные тарифы для села были особыми, льготными — на срок до трех дней 5/12 коп. с метра, свыше трех дней1/5 коп. с метра.

«Стационарные установки работают бездефицитно, — сообщалось далее, — а некоторые передвижки дают убыток вследствие того, что руководители обычно ограничиваются посещением двух — трех селений, не останавливаясь во всех местностях, расположенных по маршруту. С наступлением водополья работа передвижек замрет, но есть все основания предполагать, что в летнее время число их увеличится, т.к. интерес к ним со стороны крестьян большой».

Количество сельских киноточек (как и городских) увеличивалось на глазах — шел общий подъем кинодела в стране.

«Союзом сельско-хозяйственных рабочих закуплены 3 кино-передвижки, — сообщала «ТП» от 6 июля 1927 г., — которые теперь пущены по совхозам, лесничествам и рабочкомам в лесосплавных и лесорубных районах»(212).

В это же время началась организация первых курсов по подготовке киномехаников, ориентированных на работу в селе.

Не обходилось и без накладок. В селе Свищевка Анучинской волости Чембарского уезда кооператив совместно с избой-читальней решили приобрести кино-передвижку, но по совету волостного политпросветорганизатора отдали собранные деньги ему, якобы на приобретение передвижки для всей волости.

«Послушались, отдали деньги — и что же? Вот уже скоро осень, а передвижки все нет как нет...»

(«ТП» № 161 от 19 июля 1927 г.).

Основным тормозом кинофикации деревни в это время была прокатная политика «Совкино», стремившегося повысить рентабельность работы своих агентств.

«В Краснослободске с невероятными усилиями два года тому назад наладили прокат кино-картин, — сообщал В. Раннимов из Краснослободского уезда («ТП» от 24 июля 1927 г.).— ...Раньше прокат картин был прост: посылали маршрут агентству Совкино в Пензе, деньги за прокат картины без задержки после эксплуатации направляли туда же. Так было до нового распоряжения Приволжского отделения Совкино (в Саратове)...

— Платеж за прокат кино-картин, — говорит новое положение, — должен производиться вперед, до демонстрации картины.

Эта новая коммерческая комбинация сводит в условиях нашего уезда кинофикацию в настоящий момент на нет.

__________________________ 252

Рыбкинская нацменская (мордовская) волость приложила громадные усилия для приобретения кино-передвижки — каждым служащим волости было внесено добровольно по 10 рублей... Теньгушевская волость затратила много усилий и энергии, но приобрела кино-передвижку. Все приобретенные кино-передвижки немало попортили крови нашим политпросветчикам, так как приобретение их дело не легкое... Условия для работы по руководству и снабжению картинами волостей были тяжелые, вследствие отдаленности их друг от друга и временами бездорожья, но до нового распоряжения мы все-таки работали...

Неужели придется закрыть передвижки?»

Подобная ситуация складывалась в уездах, подобных Краснослободскому, где кольцевой маршрут каждой кинокартины составлял более 300 верст только гужевым путем (не считая железнодорожного) и транспортные расходы были очень велики. А в Пензенском уезде, например, к осени 1927 г. спокойно работали две передвижки пензенского губсовета ОДСК. Эти же передвижки были направлены в феврале 1928 г. в Пензенский и Городищенский уезды для показа картины, пропагандирующей новый крестьянский заем — «Закройщик из Торжка».

Весной 1928 г. правление «Совкино» внесло коррективы в прокатную практику и

«нашло своевременным отказаться от пометрового исчисления прокатной платы на картины для деревенских передвижек, перейдя на твердую их оплату попрограммно, за экрано-день, в течение двух — трех недель и от одного до шести месяцев»

(«ТП» № 82 от 8 апреля 1928 г.).

В результате прокатная плата снизилась с 6 руб. 65 коп. до 5 руб. в день, если лента имела свыше 1000 м длины; на короткометражные ленты делалась 50% скидка.

После этого корреспондент из самого «проблемного» из кинофицированных пензенских уездов — Краснослободского — отмечал, что теперь главное препятствие кинофикации — недостаток квалифицированных киномехаников и неудачный подбор картин.

«...Нет опытных механиков, самоучки же зачастую только портят аппараты, которые потом или требуют основательного ремонта, или бездействуют,— говорилось в заметке, опубликованной в «ТП» от 21 апреля 1928 г.Так, из волисполкомовских работает только одна передвижка краснослободского ВИКа, синдровская и ельниковская, где механики самоучки, не работают... Крестьянство исключительно требует бытовых и революционных фильм из русской, советской жизни, а сюда присылают, например, 2000-метровые «Фабрика лошадей», «Борьба с саранчой» и др. в этом роде, ошибочно полагая, что раз крестьянин, так он исключительно и интересуется только вопросами сельского хозяйства и скотоводства. И это нужно, но, конечно, все в меру, иначе от кино отвадишь...»

Были, конечно, и эпизоды, поднятые затем на щит пропагандистами, как, например, первый киносеанс, проведенный в селе Борнуки Шугуровской волости Городищенского уезда волисполкомовской кинопередвижкой:

«...Билеты покупались в затылок. Полна школьная зала набилась людьми. Кино-аппарат

__________________________ 253

 

Читать далее
Подняться к началу

254-256

 

приспособлен на середине здания и к перегородке пристроена светлая электрическая лампочка. Появление на экране первых картин вызвало в зрителях крайнее удивление. Многие привстали со своих мест...»

(«ТП» № 91 от 21 апреля 1928 г.).

Происходило это в том же Городищенском уезде, в котором крестьянские кооперативы и в 1914 году покупали собственные киноаппараты.

«В Пензенском уезде... имеется 8 стационарок и передвижек, — отмечалось в газетном обзоре деятельности ОДСК 25 мая 1928 г., — в Чембарском — 9, в Н.-Ломовском — 5, в Городищенском — 9, в Саранском — 4, в Рузаевском — 4, в Краснослободском — 7 и в Беднодемьяновском — 10. Из этих передвижек... примерно процентов 20 неработоспособны. В работе кино-передвижек немало имеется недостатков, основной из них — отсутствие планов в маршрутах. Каждая передвижка работает так, как ей заблагорассудится. Отсутствие в селах подходящих помещений также является большим тормозом в работе... Картины демонстрируются в школах, вместимость которых 75-100 человек, что, конечно, недостаточно. Другим не менее важным недостатком является демонстрация картин без всякой музыки...»

И снова речь шла о низкой квалификации киномехаников и высоких прокатных тарифах, из-за которых приходилось повышать цены на билеты и киноработа в деревне приобретала не «массовый воспитательный», а коммерческий характер.

Качество и содержание посылаемых в деревню картин во многом оставалось прежним.

«На днях в село Калинино Пензенского района выезжала ленинская кино-передвижка,— говорилось в одной из заметок подборки «Поход продолжается, а где победы?» в «ТП» от 29 января 1929 г.Ставилась итальянская картина «Два мира». Крестьянам эта картина не понравилась — слишком много в ней любовных сцен. Нужно что-нибудь поближе к жизни наших деревень».

«Крестьяне просят побольше картин из гражданской войны и из современной жизни», —

отмечалось в заметке «Что нравится деревне», опубликованной 17 марта. В том же номере газеты сообщалось, что фильмы, «близкие» деревне, воспринимались не просто как зрелище:

«Прибывшая в деревню Поливаново кино-передвижка заинтересовала крестьян так, что после демонстрировавшейся картины «Кто кого» (изготовленной, как известно, в Пензе) начались разговоры об организации колхоза»

(«ТП» № 62 от 17 марта 1929 г.).

Не становилось меньше нареканий на задержку с отправкой картин из Пензенского отделения «Совкино» и на их состояние:

«Картины высылаются на 50-60 проц. изношенными, часто без начала и конца»

(«ТП» № 64 от 21 марта).

В 1929 году наступил «великий перелом» в жизни крестьянской России: коллективизация, раскулачивание. Характер кинообслуживания деревни изменился вместе с сельскохозяйственной политикой государства. Новая партия кинопередвижек, приобретенных ОДСК в мае 1930 г., предназначалась для работы в колхозах и совхозах, летом 1931 г. одна из кинопередвижек ОЗПКФ работала в пригородных колхозах. В это время активизировалась и шефская

__________________________ 254

работа в селах (например, бригада физкультурников клуба «1 Мая» выезжала 4 января 1930 г. с кинопередвижкой в подшефный колхоз села Большой Валяевки). Летом 1931 г. при пензенском горпосевкоме была создана комиссия по культурному обслуживанию пригородных колхозов на время уборочной кампании.

«К обслуживанию колхозов привлечены клубы, библиотеки, краевой музей, Совкино, УЗП и все политпросветорганизации города,— сообщалось в «ТП» от 18 июля 1931 г. Первым с кино-передвижкой 16 июля выехал в Н. Черкассы кооперативный техникум. После Черкасс передвижка перебрасывается в Веселовку».

Соответственно новым задачам подбирался и рекомендовался репертуар из политпросветфильмов, запечатлевших «большие достижения советской власти по улучшению обработки земли»: «Контрактация», «В поход за урожай», «Социалистическое соревнование», «Совхоз «Гигант» (213), «Пятилетка», «К весенней посевной кампании» и т.п. Сюда же включались художественные фильмы, показывающие зрителям новые перспективы («Новыми путями», «Третья молодость», «Мари Кужер», «Верхом на Хольте») и короткометражные научно-популярные ленты («Посев», «Обработка целины и залежей», «Обработка паров» и др.).

«Кинокомбинат с сентября увеличивает количество кинопередвижек для обслуживания колхозов,— сообщалось в «ТП» от 22 августа 1932 г.Тормозом для налаживания киноработы в колхозах является неповоротливость колхозсоюза, который больше двух недель собирается заключить договор с кинокомбинатом».

Теперь от имени пензенских крестьян договор с представителями киноорганизаций заключал колхозсоюз. Преимущественным правом на кинообслуживание пользовались колхозы и районы сплошной коллективизации, а села, попавшие на «черную доску», вообще лишались права смотреть кино. Появившиеся в газетах объявления наподобие:

«Госкино продает организациям и учреждениям кино-передвижки с динамой. Стоимость 566 рублей штука»,

вряд ли интересовалитеперь сельчан. С ликвидацией отдельных крестьянских хозяйств, с превращением основной массы крестьян в батраковподенщиков, отрабатывающих дневную норму, ослабел и их интерес к просветительным фильмам, демонстрирующим передовые методики агрокультуры и животноводства. Сохранился лишь интерес к кино как таковому — новая картина в клубе по-прежнему воспринималась как событие. Хотя количество «кинофицированных» сельских клубов увеличивалось черепашьими темпами. Когда в 1939 г. был проведен подсчет стационарных и передвижных киноустановок в районах области, наличием таковых могли похвастаться только

__________________________ 255

Городищенский (2), Свищевский (2), Каменский (5), Камешкирский (2) и Лунинский (1) районы (ГАПО, ф. р-2038, оп. 1, д. 200).

Более поздний пример. С 1 декабря 1957 г. по решению Министерства культуры СССР и Министерства сельского хозяйства СССР в стране проводился фестиваль сельхозфильмов, связанный с боевой задачей партии догнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения. За 4 месяца в Пензенской области в рамках фестиваля было проведено 1705 сеансов, на которых побывали 143455 зрителей. Однако, как отмечалось,

«значительная часть отделов культуры работу по проведению кинофестиваля сельхозфильмов пустила на самотек, устранилась от этого важного дела, и показ сельхозфильмов [был] по существу сорван»

(«Из опыта работы киносети Пензенской области». П., 1958).

Вывод был сделан созвучный настроениям начала 30-х годов:

«Демонстрации сельхозфильмов надо придать систематический характер, для чего заключить договора на показ сельхозфильмов со всеми колхозами, совхозами и МТС района, предусмотрев, как правило, организацию не менее 2-х киносеансов в месяц в каждом колхозе и совхозе».

Однако Америку так и не догнали. Ни по сельхозпроизводству, ни по многим другим параметрам.

Зато, к примеру, фильм «Кубанские казаки», рисующий колхозную идиллию конца 1940-х гг., уже был и звуковым, и цветным...

__________________________ 256

 

Читать далее
Подняться к началу

Прим.


Примечания:

206 Интерес первых «киногастролеров» к деревне ограничивался визитами в доступные и большие населенные пункты, обычно торговые села близ железных дорог и коммерческих или почтовых трактов.

207 5 декабря в «ПГВ» отмечался пример Оренбургского кооперативного района, где кинематографы можно было видеть почти в каждом большом селе. Крестьяне интересовались в первую очередь хроникой военных действий и картинами о посеве хлебных культур, жатве и об уходе за полями.

208«Наиболее интересной стороной проекта,— говорилось в статье «Проект народных домов для деревни» («ПГВ» № 82 от 9 апреля 1915 г.), — является предоставление заведывания народными домами уездным земствам. Разумеется, в виду того, что большинство земств крайне стеснено в средствах, значительная часть расходов будет принята на себя правительством, так как осуществление цели проекта, при удачном его выполнении, настолько желательно, что с расходами считаться не приходится...»

209 В годы гражданской войны Пензу несколько раз посещали спецпоезда Л. Д. Троцкого и М. И. Калинина, в состав которых входили киновагоны. А в Сердобском уезде (тогда Саратовской губ.) в 1920 г. для агитработы использовались повозки-кинопередвижки.

210 Заседание агитколлегии ГК ВКП(б), состоявшееся 28 июля 1926 г., приняло следующие решения по докладу представителя Пензенского отделения «Совкино» Вавилова:

« ...5. Ввиду незначительного количества кино-аппаратов как на стационарных, так и передвижных установках по губернии, считать необходимым увеличение количества таковых, для чего: а) признать необходимым в 26-27 году приобретение за счет губполитпросвета нескольких кино-передвижек для деревни, б) усилить организацию и деятельность существующих ячеек ОДСК, направляя ее по линии изыскания новых средств на кино-фикацию и идейное улучшение работы кинотеатров, в) привлечь к делу кино-фикации такие шефные общества, учреждения и организации, ведущие политико-просветительную работу, как: Дом Крестьянина, ГЗУ, ГЗО, кооперацию, профсоюз, г) ускорить организацию фонда по распространению кино в деревне путем 10% отчисления с валовой выручки городских кинотеатров коммерческого и полукоммерческого типа...

9. ...Считать необходимым организацию и установление точных маршрутов для кино-передвижек, рассчитанных по времени недели на 3 или 4, что приведет к более экономическому и выгодному использованию [передвижек]и к удешевлению стоимости кинопроката, причем все руководство кино-передвижками и учет должны находиться в ведении политпросвета»

(ООПФ ГАПО, ф. 36, оп. 1, д. 1395, л. 100).

211 Губсовещание агитпропработников, состоявшееся 5 июня 1926 г., отметив, что

«постановка и развитие кино в деревне в данный момент ниже всякой критики», также рекомендовало решать проблему кинофикации «путем заинтересованности в деле развития кино самого крестьянства и привлечения такового к приобретению кино-аппаратов»

(ООПФ ГАПО, ф. 36, оп. 1, д. 1395, л. 184).

212 Одна из этих передвижек летом 1928 г. занималась показом кино в совхозах  (для сезонных рабочих) и на торфоразработках.

213 Еще в 1928 году на Всесоюзном совещании при ЦК ВКП(б) по вопросам кино указывалось:

«Имея задачей социалистическую перестройку сельского хозяйства, необходимо дать деревне образцы хорошо поставленного крупного хозяйства совхоза и колхозов. Следует в качестве одной из задач поставить создание фильмы из жизни батрачества. При демонстрации деревни необходимо обратить внимание на представление льгот деревенской бедноте, особенно детям бедноты»

(ООПФ ГАПО, ф. 36, оп. 1, д. 1733, л. 7).

В том же году Эйзенштейн начал работу над окончательным вариантом «Генеральной линии».

 

 

vinietka-10

 

 

 

 

==================================================
Читать далее:
Цвет и звук
________________________________________
В оглавление.
==================================================