Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Из архива газеты
«Наша Пенза»

ВСТРЕТИМСЯ У «ГЛОБУСА»

dosto92-01-globus

О «Глобусе»  одном из самых необычных монументов Пензы, установленном на небольшом островке на пересечении улиц Суворова и Бекешской, несомненно, знают все. Все его видели, многие слышали и только внутри него никто, кроме нескольких доверенных людей, не бывал. Недавно такая редкая возможность представилась и корреспонденту «Нашей Пензы».

ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ БЕЗ ПОЛОМОК

dosto92-02-globusМесто, откуда управляют «земным шаром»

Показать невидимую для прохожих часть «Глобуса» вызвался Михаил Васильевич Яковлев, в прошлом председатель профкома завода «Электроавтомат», а ныне руководитель инициативной группы, осуществляющей техническое обслуживание сооружения. Помимо Яковлева в ее составе всего двое сотрудников — механик Валерий Александрович Ипатов и электрик Виктор Максимович Терехин, тоже ветераны «Электроавтомата».

Для того, чтобы попасть к самому «сердцу» монумента, нужно пробраться через колючие заросли боярышника, отыскать в бетонном основании, на которое водружена вращающаяся стальная сфера, маленькую антивандальную дверцу, отпереть ее и спустить на землю трап. Самый настоящий раскладной трап, как на корабле или на подводной лодке — им Михаил Васильевич особенно гордится.

Внутри постамента «Глобус»царство инженерного гения. В круглой комнате (около шести метров в диаметре) легко уживаются между собой высокие технологии и чисто русская смекалка. Причем, сказать наверняка, что для монумента более важно, а что менее, пожалуй, невозможно.

Вот у стены разместился термоблок, переделанный из старого холодильника. Внутри за дверцей (она теперь откидывается вверх и стопорится обыкновенной веревкой) — компьютер, управляющий вращением и звучанием монумента. К компьютеру присоединен мобильный телефон, при помощи которого «Глобус» общается с обслуживающими его мастерами. Яковлев показывает SMS-сообщение, отправленное сегодня в восемь утра:

«АБОНЕНТ ГЛОБУС: ВСЕ В ПОРЯДКЕ!»

Большую часть комнаты занимает огромная — около четырех тонн весомшестерня, передающая сфере вращательный момент. По словам Михаила Васильевича, она когда-то была деталью башенного крана. Осмотрев шестерню со всех сторон, я задался вопросом: каким же должен быть мотор, приводящий ее в движение? И где он в такой маленькой комнатке расположен? Под полом разве что.

Яковлев меня снова удивил — мотор, двигающий шестерню, оказался не больше кофемолки. Всего что-то около двадцати сантиметров в высоту, свободно помещается на ладони — очередное чудо инженерной мысли родом с закрытого ныне «Электроавтомата». Раньше эту модель использовали в коммунальном хозяйстве — например, оснащали ей автоматические двери.

dosto92-04-globusТот самый чудо-моторчик...dosto92-03-globusШестерня покоится на двенадцати идеально сбалансированных роликах

 

Впрочем, появилось удивительное устройство внутри «Глобуса» только в начале двухтысячных, когда бездействовавший монумент решили отреставрировать. До этого «Глобус» почти двадцать лет не двигался вовсе, а еще раньше…

— А раньше здесь стоял огромный двигатель, который вращал сферу круглосуточно с частотой один оборот в час, — рассказал Яковлев. — «Глобус» при этом трясся и гудел, настолько эта установка была мощной.

Правда, надолго ее не хватило — однажды двигатель, не выдержав нагрузки, сгорел, и вращение стальной Земли остановилось. Новый мотор, конечно, не такой мощный и силы расходует экономно — включается раз в десять минут и сдвигает огромную шестерню всего на три деления. Поэтому вращение «Глобуса», снизившееся до одного оборота в сутки, заметить довольно сложно. Но увеличить частоту нельзя — велик риск того, что и новый мотор, несмотря на все его выдающиеся характеристики, с такими нагрузками быстро придет в негодность.

А так работает. Уже без малого одиннадцать лет без единой поломки. Днем и ночью, совершенно автономно — Яковлев усматривает в этом его поразительное сходство с человеческим сердцем.

Впрочем, вращение — отнюдь не единственное, чем «Глобус» может удивить гостей и жителей города. Помимо этого он звучит — в семь утра из динамиков, смонтированных на опорных столбах, доносится петушиный крик, в полденьгимн России, а в десять вечера«Любимый город может спать спокойно». Кроме того, каждый час «Глобус» проигрывает колокольный звон, записанный в Москве с Кремлевских курантов, а каждые полчасакуплет и припев песни Марка Бернеса «Если бы парни всей Земли».

За звук отвечают два усилителя, основной и резервный, изготовленные там же, на «Электроавтомате». С их помощью, по словам Яковлева, раньше озвучивались авиатренажеры — устройства могли воспроизводить шум двигателей почти тридцати моделей самолетов. Причем так, что даже профессиональные летчики не слышали разницы между искусственно смоделированным звуком и настоящим.

ВМЯТИНА НА ПОЛЮСЕ

dosto92-05-globus

История появления «Глобуса» на пересечении улиц Суворовой и Бекешской почти что детектив. Краеведы, если верить сетевым публикациям, теряются в догадках и выдвигают версию за версией, в которых монумент предстает то памятником пятидесятилетия СССР, то тридцатилетия ООН, а то и вовсе подарком мастеров из венгерского города-побратима Пензы Бекешчаба.

Между тем, единственно верным, по словам Михаила Васильевича, является первое объяснение, согласно которому «Глобус» был придуман, спроектирован и установлен в 1972 году как памятник пятидесятилетию СССР. Доказательство тому — отыскавшаяся в архивах самого Яковлева ксерокопия дневников Георга Мясникова, известного партийного и общественного деятеля и историка-краеведа, внесшего значительный вклад в культурное развитие Пензенского края.

Именно Мясников, кстати, — настоящий «отец» «Глобуса», в то время как эту честь довольно часто по ошибке приписывают Владимиру Андреевичу Бобикову, изобретателю и новатору, также работавшему на заводе «Электроавтомат».

Впрочем, Бобиков тоже сыграл в истории сооружения очень и очень важную роль. Именно им в 2002 году был подготовлен проект масштабной реконструкции «Глобуса», фактически, подарившей монументу новую жизнь. Он же и руководил работами.

Спустя двадцать лет после установки — в начале девяностых — «Глобус» пришел в упадок. Стальную сферу покрыл толстый слой ржавчины, а внутри основания не осталось ничего: ни компьютера, ни динамиков, ни рабочего мотора. Были только…

— Были только ржавчина и паутина, — вспоминает Яковлев. — Да и вообще, сказать по правде, изнутри сооружение очень сильно напоминало какую-то особо атмосферную декорацию к фильму «Кин-дза-дза»: огромные мертвые механизмы, покрытые рыжим налетом, темнота и пыль по углам.

Кроме того, монумент сильно пострадал от рук вандалов, которые вынесли все, что можно было вынести, из машинного отделения (антивандальная дверь появилась лишь во время реконструкции) и сняли алюминиевые листы с букв «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Буквы, кстати, в конце концов решили не восстанавливать — призыв с течением лет утратил актуальность.

— Вандалы пробовали добраться и до самой сферы. Однажды помяли Северный полюс, а в другой раз едва не украли Новую Землю — попытались спилить, но почему-то бросили на полпути.

Потом, в 2002 году, — реконструкция: новый мотор, новое покрытие. Монумент привели в порядок, как и было задумано, к 340-летию города — за считанные месяцы, командой из семи человек.

Сегодня из семерых остались всего четверо — Яковлев, Ипатов, Батенков и чуть позже присоединившийся к ним Терехин. Смотрители стальной Земли.

— Пойдем, наверное? Яковлев в последний раз проверяет настройки компьютера, подводит часы, закрывает дверцу термоблока... и запирает ее на обычную пластиковую бутылку, которую стопорит донышком о защитную решетку шестерни.

Все как мы и говорили — высокие технологии и чисто русская смекалка.

Уже прощаясь, Михаил Васильевич показал на выкрашенный в ярко-желтый цвет дом-гармошку прямо напротив «Глобуса».

— Знаете, откуда он взялся? Мне рассказывали архитекторы, которые непосредственно курировали проект, что раньше на его месте был пустырь, на фоне которого «Глобус» выглядел очень уж неприглядно. И вот по личному распоряжению Мясникова, специально для того, чтобы создать конструкции надлежащее окружение, построили этот дом. Да и вообще, можно говорить о том, что «Глобус» кардинальным образом изменил микрорайон. Вы послушайте, все говорят: «в районе Глобуса», «встретимся у Глобуса», «на Глобусе».

Так что у нас в Пензе своя геоцентрическая система.

Правда, в миниатюре.

Николай КОЗИН.
Фото А. Патанина.

________________________________________
Опубликовано: «Наша Пенза», областная газета,
№ 4 (1296) — 22-28 января 2014 г., с. 1, 9.
________________________________________

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET