Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  

Часть 2. ПЕНЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

 

Глава 7
Современная жизнь Пензенской епархии

 

451-452

 

 

 

Серафим (Тихонов)

После архиепископа Мелхиседека Пензенскую кафедру возглавил хиротонисанный 18 октября 1978 года во епископа Пензенского и Саранского бывший наместник Одесского Успенского мужского монастыря архимандрит Серафим (Дмитрий Захарович Тихонов), с чьим именем жизнь Пензенской епархии связана вот уже более 20 лет.

Из официальной биографии:

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов Дмитрий Захарович), день ангела — 1 августа. Дата пострига — 20 апреля 1965 года. Дата епископской хиротонии — 18 октября 1978 года.

Родился 23 февраля 1935 года в с. Гранное Никольского района Пензенской области.

По окончании сельской школы с. Красное Никольского района Пензенской области поступил в 1950 году в железнодорожное училище г. Рузаевки Мордовской АССР.

В 1952 году окончил училище и работал до 1955 года на станции Рузаевка слесарем.

В 1955 году окончил школу рабочей молодежи и призван в ряды Советской Армии.

В 1956 году заболел и был уволен в запас.

В 1957 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В 1961 году поступил в Ленинградскую духовную академию.

В 1965 году окончил Ленинградскую академию со званием кандидата богословия (курсовое сочинение — «Источники действующего права Русской Православной Церкви»).

20 апреля того же года пострижен в монашество архиепископом Пензенским и Саранским Феодосием (Погорским), а 21 мая рукоположен во иеродиакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом.

 

 

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий
СЕРАФИМ

 452

453-454

 

5 сентября того же года рукоположен во иеромонаха архиепископом Пензенским и Саранским Феодосием (Погорским).

В 1968 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии и с августа того же года был секретарем Ивановского архиепископа Феодосия (Погорского).

В 1969 году возведен в сан игумена.

С ноября 1970 года — секретарь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

В 1972 году награжден крестом с украшениями.

В декабре 1974 года возведен в сан архимандрита и назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Награжден Крестом Св. Гроба Господня 3-й степени и Крестом Св. Гроба Господня 2-й степени с частицами Животворящего Креста Господня.

С 30 сентября 1977 года — наместник Успенского монастыря в Одессе. В 1978 году награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени.

18 октября 1978 года в Богоявленском патриаршем соборе хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского.

В 1984 и 1985 годах в составе делегаций был за границей.

В 1985 году награжден орденом преподобного Сергия Радонежского 2-й степени.

В 1988 году в связи с 10-летием епископской хиротонии награжден именной панагией.

В 1990 году в связи с 55-летием со дня рождения награжден орденом святого благоверного князя Даниила 2-й степени.

С 5 апреля 1990 года — архиепископ Пензенский и Саранский.

С 31 января 1991 года — архиепископ Пензенский и Кузнецкий (342). 

Вот уже более 20 лет волею Божиею Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Серафим управляет Пензенской епархией. Вернемся на миг к истокам его святительского служения, оглянемся на пройденный им путь.

«В тот памятный день за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем соборе хиротонию архимандрита Серафима во епикопа Пензенского и Саранского совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Одесский и Херсонский Сергий, архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Мельхиседек, патриарший экзарх Средней Европы, архиепископ Орловский и Брянский Глеб, епископ Зарайский Иов, принимавшие накануне участие в наречении, а также митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Курский и Белгородский Хризостом, епископ Можайский Николай.

Вручение архиерейского жезла сопровождалось напутственными словами Патриарха Пимена, которые памятны Владыке Серафиму и сегодня: «С верою во всесильную помощь Божию приступи к порученному тебе служению и «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15).

Служение в сане епископа обещало не столько высокое положение, сколько великие труды на ниве Христовой, величайшую ответственность перед Богом, забвение самого себя во имя спасения вверяемой ему паствы. Потому что, как справедливо отмечает Владыка: «Жизнь монаха в миру гораздо труднее, чем в стенах монастыря. Еще труднее быть на столь высоком месте, как архиерейское. Ведь вместо уединения и молитвы приходится заниматься чисто административными делами, встречаться с людьми совершенно разными и зачастую не подготовленными к общению с монашествующим». Со смирением и верой в помощь Всемогущего Бога и сил небесных приступил он к этому труднейшему послушанию.

С особым волнением возвращался Владыка на Пензенскую землю, где прошли его детство, юность и часть зрелой жизни. Исторической справедливости ради заметим, что родился Владыка не в селе Гранное, как об этом свидетельствуют официальные источники, а на станции Сура, 23 февраля 1935 года, где в то время пришлось проживать его родителям. А детские годы провел в никольских селах — Гранное, Красное, которые по праву считает родными местами для себя. И ежегодно посещая эти места, Владыка не только отдает дань вскормившей его земле, но и с любовью и благодарностью вспоминает простых людей из народа, частью которого он всегда ощущал себя, способствовавших его духовному становлению. На месте красивейшего ранее Гранного — сейчас поле. А было время, когда здесь жили люди, — работали, учились, старились и умирали. Революция, коллективизация, война нарушили здесь и в окрестных селах заведенный порядок: закрыли церковь в селе Красном, разметали семьи, до времени овзрослили детей. Поэтому, когда в пятнадцатилетнем возрасте Дима Тихонов (мирское имя глубокоуважаемого Владыки) поступает в Рузаевское железнодорожное училище, он ощущает себя вполне взрослым человеком. В эти годы он, пожалуй, ничем особенным не отличался от своих сверстников, разве что особой недетской серьезностью и глубиной отношения к окружающему, — чертой, оставшейся в нем и в зрелые годы. Эти качества и помогли окончательному

454

455-456

 

выбору жизненного пути. После демобилизации из рядов Советской Армии пришло твердое решение — поступить в духовную семинарию. Сказались традиции глубоко верующей семьи и того благодатного окружения, в котором пребывал наш Владыка в самом юном возрасте.

А потом были годы учебы — сначала в Саратовской духовной семинарии, а затем в Ленинградской духовной академии. Именно «здесь, в духовных школах, вкушение сладости богословских наук утвердило мое стремление стать священником. В духовных школах появилось желание принять монашество, дабы всего себя посвятить на служение Церкви», — вспоминает Вла дыка Серафим. — «Мое желание осуществилось от десницы ныне почившего архиепископа Феодосия (Погорского), в то время, когда он был на Пензенской кафедре. Я воспринял новое имя в честь преподобного Серафима Саровского».

Образ преподобного старца Серафима является для Владыки нравственным и духовным ориентиром в волнах житейского моря, а молитвенная связь со своим небесным покровителем, «самым великим подвижником благочестия последних времен», помогает ему в самые трудные минуты.

Яркой страницей биографии Его Высокопреосвященства является послушание в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме сначала в качестве секретаря, заместителя начальника, а затем и ее начальника.

К моменту своего нового назначения Владыка Серафим обладал уже определенным жизненным опытом, за плечами были аспирантура при Московской духовной академии, служба секретарем упоминаемого выше Ивановского архиепископа Феодосия, от которого он в принял монашеское пострижение. К тому же для успешной работы в качестве полномочного представителя Русской Православной Церкви за рубежом требовались также эрудиция, широта кругозора, организаторские и дипломатические способности, знание протокола (особого порядка общения с разными категориями лиц) и самое главное — особое молитвенное горение, какое только и возможно на Святой Земле.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме была создана еще в дореволюционные годы для приема православных паломников, прибывавших сюда из России для поклонения святыням. Ежегодно их число составляло 20-30 тысяч человек. Задачей руководителей Миссии были создание необходимых бытовых условий для них и их духовное окормление — в частности, проведение богослужений на родном языке. В первые советские десятилетия, когда паломников не выпускали за пределы страны, работа Миссии была приостановлена. Свою деятельность она возобновляет в послевоенные годы, когда палестинские земли отошли вновь созданному государству Израиль. 

 

Святой град Иерусалим. Владыка с архиепископом Газским Стефаном 

«Все сложности, — вспоминает Владыка, — отступали перед возможностью возносить свои молитвы в Вифлееме, на Божественной Голгофе, у Гроба Господня, в Гефсимании и других местах священных воспоминаний».

Благодать, благоприобретенная в святых местах, споспешествует Владыке на всем его жизненном пути — и в бытность наместника Успенского

456

457-458

 

монастыря в Одессе, куда он был назначен по окончании иерусалимского послушания, и в его настоящем положении в сане архиепископа Пензенского и Кузнецкого. Может быть, поэтому при всей громаде административных, хозяйственных и прочих забот Владыка Серафим находит возможным совершать как можно чаще богослужения, питая к ним особую любовь, что является хорошим примером для молодых священников.

В настоящее время, когда Русская Православная Церковь и государство строят свои отношения на условиях свободного диалога, когда епархиям возвращаются храмы и организуются новые приходы, и в Пензенской епархии появилась острая необходимость в пополнении числа священнослужителей. Поэтому воспитание и рукоположение новых клириков — предмет неустанной заботы Его Высокопреосвященства. В нашей епархии насчитывается сейчас 155 священнослужителей — диаконов и священников, а для обеспечения всех приходов необходимо как минимум еще тридцать. 

 

Праздничная встреча Владыки в первые годы архипастырского служения 

Помимо традиционного способа подготовки кадров в духовных учебных заведениях (сейчас свыше двадцати пяти юношей и девушек определены на обучение в семинарии и регентские курсы) сложился и другой. Практическое обучение старославянскому языку и пению, воцерковление людей, пожелавших служить Церкви, осуществляется при Успенском кафедральном соборе и Митрофановском храме г. Пензы.

Духовному просвещению детского и взрослого населения способствует деятельность сорока воскресных школ. В текущем году свое здание получила вновь Православная гимназия (открыта 23 октября 1998 года. — А. Д.). Закладываются основы организации Пензенского духовного училища. Таким образом разворачивается эффективная работа по восстановлению сети епархиальных образовательных учреждений. 

 

Открытие Пензенской Православной гимназии 

Как свидетельство начинающегося возрождения былого величия Руси засияли красотой восставшие из руин монастыри — особая любовь Владыки. Наровчатский Троицкий Сканов и Пензенский Троицкий женские монастыри, Свято-Тихвинский Керенский мужской монастырь — первые обители епархии, выразители нравственного и религиозного духа народа, — приняли своих насельников. Следующим предполагается открыть мужской монастырь Владимирской иконы Божией Матери близ Лесного Вьяса Лунинского района. Предстоит огромная работа по восстановлению и реставрации. Только последними постановлениями Пензенской областной администрации епархии передано 270 храмов, вернее то, что от них осталось. И зачастую Владыка не только духовно вдохновляет

458

459-460

  

приходской клир и строителей, но и подсказывает практические решения возникающих проблем.

С особой радостью восприняли верующие возвращение епархии архиерейского дома — одного из старейших зданий Пензы, значащегося как памятник гражданской архитектуры XVIII века, а по сути являющегося духовной памятью всего дореволюционного существования Пензенской епархии. Передаче имущества предшествует непростая работа, ведь за годы везде прочно обосновались новые «хозяева». Успеху переговоров способствуют проявляемые Владыкой настойчивость, терпение, такт, умение убедить, что факт передачи — не просто восстановление исторической справедливости, а прежде всего формирование уважения к Православию как неотъемлемой части русской духовной культуры, свидетельство духовного и нравственного оздоровления нации. Именно под этим углом зрения произошло еще одно значительное событие последнего времени — извлечение останков пяти пензенских архиереев, погребенных под спудом взорванного собора и устроенного позднее на месте погребения городского сквера.

Собиранию духовного богатства земли служит также работа по подготовке материалов для канонизации местночтимого старца иерея Иоанна Оленевского и особо почитаемого до революции пензенского иерарха Иннокентия. 

  

Верится, что Господь не оставит нашего Владыку во всех его деяниях и поможет ему в осуществлении главной задачи, которую для себя и нас Владыка формирует так: «Нам нужно вернуться к богословию апостола Павла, оживить в нас его огонь. «Как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Если бы те, кто верует в Воскресшего, несли в себе эту силу жизни, то нашлись бы и решения тем проблемам, которые мучают сегодня людей. В первую очередь нужно сформировать человека изнутри, сделать его способным к творческому служению. От этой внутренней силы родится порыв, который придаст смысл и общечеловеческим ценностям, о которых сегодня так много говорят, и великим социальным идеям, о которых не меньше говорят все политики правого и левого толка. Суть в том, чтобы проложить в себе путь к обновленной жизни. И тогда наши руки наполнятся братскими дарами для тех, кто страдает от духовного и телесного голода. «Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя» (343).

Этот очерк, посвященный 20-летию пребывания на Пензенской кафедре Высокопреосвященнейшего Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, не вместил и сотой доли того, что следовало бы рассказать о жизни Пензенской епархии в данный период. Нет здесь ни цифр, ни фактов, свидетельствующих о неустанной заботе Владыки Серафима о поддержании огня Христовой веры на Пензенской земле. Это — тема будущей книги, которая, дай Бог, появится к 2000 летию Рождества Христова. Здесь хотелось бы отметить лишь главные вехи последнего пятилетия, когда в преддверии знаменательного события — 200-летия Пензенской епархии и величайшей даты в истории человечества — 2000-летия прихода в мир Христа Спасителя жизнь епархии особенно оживилась.

До конца 1980-х годов не о какой активизации религиозной жизни не могло быть и речи, — она строго регламентировалась советским государством, и лишь с изменением политической ситуации в стране на рубеже 80-х — 90-х годов стало возможно открытие новых приходов в епархии. К этому времени их вместе с приходами, располагавшимися на территории Мордовской республики, насчитывалось всего 44. В июне 1990 года состоялось определение Поместного Собора Русской Православной Церкви о выделении из состава Пензенской епархии самостоятельной Саранской епархии в пределах Мордовской АССР. Постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 30 января 1991 года епископом Саранским и Мордовским определено было быть архимандриту Пензенского кафедрального собора Варсонофию (Анатолию Владимировичу Судакову). 7 февраля состоялось его наречение, а 8 фев-

460

461-462

 

раля была совершена хиротония его во епископа (344). С этих пор управляющий Пензенской епархией Владыка Серафим стал называться архиепископом Пензенским и Кузнецким. После разделения Пензенской епархии в пределах нашей области осталось лишь 27 действующих храмов и молитвенных домов. Сейчас их уже около 150.

В 1989 году Пензенской епархии был передан расположенный под Наровчатом бывший мужской Троицкий Сканов монастырь, возобновивший свою деятельность уже как женский. Настоятельницей его стала монахиня Митрофания (Валентина Егоровна Перетягина), возведенная в сан игумении. В 1992 году она была назначена настоятельницей возрожденной Троицкой женской обители в г. Пензе, а руководство Троицким Скановым монастырем было поручено игумении Евстолии (Марии Максимовне Фроловой). В 1997 году к ним прибавился первый мужской монастырь, разместившийся на месте бывшего Керенского Тихвинского Богородицкого женского монастыря в районном центре Вадинск. Наместником его является игумен Митрофан (Михаил Петрович Серегин).

Открытие новых храмов началось в епархии в 1988 году, когда ей были переданы развалины Покровской церкви в г. Пензе. Сейчас это самый вместительный храм в городе. Постепенно восстанавливается прерванная за годы советской власти преемственность в церковном строительстве: в 1994-1995 годах были освящены первые вновь построенные храмы, сооруженные по проекту архитектора Д. А. Борунова, — деревянная Никольская церковь в Ахунах, Благовещенский храм-крестильня при кафедральном соборе в г. Пензе и церковь во имя великомученика Димитрия Солунского в Лесном Вьясе Лунинского района, сооруженная на средства православного предпринимателя А. П. Захарова. Всего же построено за последние пять лет 18 храмов и еще несколько находится в процессе строительства. Вместо двух ранее действующих церквей в областном центре — Успенского кафедрального собора и Митрофановской церкви — сейчас духовно окормляют верующих 10 церквей и один молитвенный дом, вместо которого в новом, наиболее густонаселенном районе города начато уже сооружение Петропавловского собора. Закончено обустройство построенного при кафедральном соборе и объединенного с новым храмом крестильней административного корпуса, включающего в себя ризницу, трапезную, конференц-зал, библиотеку, покои владыки, класс детской воскресной школы, бухгалтерию, гаражи и подсобные помещения. Недалек уже тот день, когда епархиальное управление переедет в новое здание. Предстоит реставрация переданного в 1997 году епархии бывшего архиерейского подворья, включающего в себя здание архиерейского дома, служившего резиденцией всех 18 архиереев, управлявших Пензенской епархией до революции, а также здание духовной консистории, в котором разместится Пензенское духовное училище. За 5 лет полностью отреставрировано 25 храмов, не считая ремонта ранее действующих церквей.

Все приходы разделены на 10 благочиннических округов. На 1 января 1999 года в Пензенской епархии состояло 147 священнослужителей, из них 124 иерея и протоиерея. Секретарем Пензенского епархиального управления является настоятель Пензенского кафедрального собора протоиерей Сергий Лоскутов. При Пензенском епархиальном управлении образовано шесть отделов: строительный, по религиозному образованию и катехизации, по миссионерскому служению, по благотворительности и социальному служению, по связям с военными ведомствами и правоохранительными органами, редакционный отдел.

Отдел по религиозному образованию и катехизации координирует всю деятельность по религиозному образованию в епархии, контролирует состояние катехизаторской работы в благочиниях и приходах, дает методические указания, подбирает литературу и направляет работу воскресных школ, которых в настоящее время существует более сорока. В 1995 году были открыты богословские курсы, на которых сейчас занимаются около 150 человек. Слушателями «Центра Православной культуры» Пензенской области являются 100 человек.

Миссионерский отдел проводит работу, направленную на утверждение основ православного христианского вероучения: организует миссионерские чтения, на которых читаются доклады, обсуждаются проблемы духовной жизни, слушаются концерты духовной музыки; членами отдела через радио, телевидение и печать ведется разъяснительная работа об агрессии современных сект.

Отдел по благотворительности и социальному служению осуществляет духовное окормление и попечение социально незащищенных слоев населения, престарелых, беженцев, детей сирот, инвалидов. С этой целью заключены договора о сотрудничестве с облздравотделом, управлением социальной защиты, областным управлением образования. При трех крупных медицинских заведениях открыты молитвенные комнаты. Установлен тесный контакт с детскими домами. При многих интернатах, детских домах и домах престарелых организованы небольшие библиотечки духовной литературы.

Отдел по связям с военными ведомствами и правоохранительными органами действует на основе соглашений, заключенных между Пензен-

462

463-464

 

ской епархией и управлениями внутренних дел, исправлений наказаний и государственной противопожарной службы. Члены отдела духовно окормляют воинские части, находящиеся на территории Пензенской области. При всех колониях действуют молитвенные комнаты.

Редакционный отдел строит свою духовно-просветительную работу через средства массовой информации следующим образом. Два раза в месяц на областном радио выходит православная передача «Истоки». На местном телевидении постоянно ведутся передачи «Беседы архипастыря», «Беседы о нравственности», «Беседы о религии». В областных и районных газетах печатаются статьи духовного содержания. С 1991 года возобновилось издание «Пензенских епархиальных ведомостей», которые выходили с 1866 по 1917 год. В июне 1998 года они были преобразованы из газеты в журнал с таким же названием. Издан «Список клириков и мирян Русской Православной Церкви по Пензенской области, расстрелянных в годы массовых политических репрессий», включающий 150 мучеников, пострадавших за веру Христову. Практически закончена работа над Книгой памяти о всех, связанных с Пензенской областью, священно- и церковнослужителях, монашествующих и мирянах, кто был расстрелян или находился в заключении за свои религиозные убеждения в 

 

Духовенство Пензенской епархии 

годы советской власти. В нее вошло более тысячи имен, которых выявили сотрудники Управления Федеральной службы безопасности по Пензенской области, просмотревшие с этой целью 15 000 следственных дел (345).

За последние годы в жизни епархии произошли события, которые надолго останутся в памяти пензенской паствы.

6 августа 1996 года были перенесены к действующей Сергиевской церкви села Соловцовка Пензенского района останки местночтимого старца Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина, 1854-1951), иерея вышеназванной церкви, прежде захороненного на кладбище соседнего села Оленевка, который прославился своей благочестивой жизнью, прозорливостью и многочисленными случаями исцелений.

24 августа 1996 года в ограде Пензенского кафедрального собора, напротив алтаря, состоялось перезахоронение праха архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Феодосия (Погорского), скончавшегося и захороненного в 1975 году в г. Уфе, где он недолгое время занимал кафедру, а до того свыше восьми лет был архиереем Пензенской епархии, удостоившись здесь сана архиепископа.

С 31 июня по 4 июля 1997 года состоялся крестный ход по переносу Тихвинской иконы Божией матери из Пензы во вновь открытый Керенский Тихвинский мужской монастырь, расположенный в 150 км от об ластного центра.

Традицией в епархии стали воскресные вечерни с пением акафиста перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери, спасшей Пензу в 1717 году от набега кубанских кочевников, которая находится в кладбищенском Митрофановском храме г. Пензы. Другой чтимой старинной иконой является вновь обретенная икона Трубчевской Божией Матери, прославившаяся тем, что молитвенное обращение к ней погасило эпидемии холеры в Наровчате в 1831 и 1848 годах. Этот образ был написан в г. Трубчевске Орловской епархии в 1765 году и находится сейчас в нижней церкви Успения Божией Матери Троицкого собора Наровчатского Троицкого Сканова монастыря.

18 октября 1998 года Пензенская епархия отмечала знаменательную дату — 20-летие хиротонии Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого.

23 октября 1998 года состоялось открытие в Пензе Православной гимназии, чем было положено начало духовного образования в Пензенской епархии в послереволюционный период.

6 ноября 1998 года произошло перезахоронение останков пяти пензенских епископов, ранее захороненных в бывшем Пензенском Спасском

464

465

 

кафедральном соборе, который был взорван в 1930-х годах, — Афанасия, Амвросия 2-го, Григория, Антония 2-го и особо чтимого в Пензенской епархии епископа Иннокентия.

23 марта 1999 года ко дню Святой Пасхи и в связи с 200-летием Пензенской епархии ряд ее старейших клириков были удостоены высоких наград Русской Православной Церкви: протоиереи Василий Заводчиков и Николай Тарасов — орденом святого князя Даниила 3-й степени, протоиереи Анатолий Зотов и Алексий Попков — орденом преподобного Сергия Радонежского 3-й степени, настоятель Пензенского кафедрального собора протоиерей Сергий Лоскутов — орденом святого князя Даниила 3-й степени. 

* * *

Мы живем в то время, когда в корне изменилось отношение государства к Церкви. Сейчас ни одно крупное мероприятие не проходит без ее представителей. Руководство всех уровней — районного, городского и областного масштабов в это тяжелейшее для нашей страны время находит возможность оказывать епархии помощь в восстановлении храмов, разрушенных усилиями прежней богоборческой власти. Однако диалог государства и Церкви только начинается. Насколько плодотворно он будет развиваться в дальнейшем, — зависит от всех нас: и верующих, и только еще ищущих Истину, и тех, кто пока упорствует в своем неверии. Вступая в третье тысячелетие от Рождества Христова, хочется верить, что изменения, наступившие во взаимоотношениях между Церковью и государством, приняли необратимый характер, и будут все более и более углубляться. И кто знает, может быть, недалеко то время, когда государство не только протянет Церкви руку помощи, а сложит ладони под ее благословение, преклонив голову как перед своей Матерью, готовое принять от нее не только благодарность, но и благодать.

 

 

 

 

 

465

 

  ================================================== 

Читать далее: Именной указатель.

________________________________________

  В оглавление.

 ==================================================

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET