ИСЧЕЗНУВШИЙ КВАРТАЛ
Здание гостиницы «Гранд-Отель» — единственный дом, оставшийся от застройки квартала, расположенного между улицами Максима Горького и Кураева. Большинство жителей Пензы даже не представляют себе, как выглядела раньше эта часть улицы Московской. Данной публикацией мы хотим хоть как-то восполнить этот пробел, оставив более подробное описание утраченных усадеб для готовящейся к изданию книги «Улица Московская» из задуманной серии «История пензенских улиц».
ДОМ СЛОНИМСКОЙ
Самым представительным зданием в указанном квартале был следующий за «Гранд-Отелем» дом № 54, построенный в 1913-1914 годах Рахилью Исааковной Слонимской.
Если все старые дома здесь были снесены из-за строительства в 1970 годах огромной жилой девятиэтажки, то дом Слонимской абсолютно не мешал возведению этого безликого исполина. Снос его непонятен и необъясним, и единственной причиной его видится только одна, выражаемая известным правилом: посредственность не терпит возле себя ничего выдающегося
Еще до того как нижний этаж оказался полностью занятым магазинами, горожане могли наблюдать здесь любопытное зрелище. С 17 ноября 1913 года в доме Слонимской, как писали «Пензенские губернские ведомости», демонстрировались «два феномена — 18-летняя девушка-великанша Отилия весом 13 пудов 18 фунтов (т. е. 220 кг. — Авт .), уроженка Курляндии, на конгрессе в Берлине в 1911 году признанная единственной во всей Европе по своей колоссальности, и великан, юноша Ваня Марченко, 18-ти лет от роду и 3-х аршин и 4,5 вершков вы шины (т. е. 2 м 33 см. — Авт. )».
Вскоре после постройки здания хозяйка разместила в нем свой магазин, в котором продавался разнообразный товар в следующих отделах: галантерейном, бельевом, дамских шляп, обуви и дорожных вещей. Магазин существовал под фирмой «Р. И. Слонимская с сыновьями». В декабре 1913 года сюда же было переведено с ул. Рождественской депо (т. е. оптово-розничный склад) вин собственных садов Чквианова. Одно из помещений нижнего этажа занял ювелирный и часовой магазин Слободского, имевший, кроме того, большой выбор граммофоов и пластинок.
1 марта 1914 года в доме Слонимской открылась первоклассная гостиница «Бристоль», директором которой стал Хасян Андреевич (Хасан Касымов) Ялымов, перешедший сюда из соседней гостиницы «Гранд-Отель», где занимал такую же должность. При гостинице имелось 29 номеров, бильярды и ресторан с отдельными кабинетами.
После сноса этого здания у соседнего дома № 56, на первом этаже которого в то время помещался ресторан «Волга», обнажилась стена, имевшая довольно безобразный вид. Чтобы хоть как-то ее облагородить, решено было на ней устаовить мозаичное панно, посвященное Кандиевскому восстанию 1861 года, во время которого, как считается, впервые было поднято красное знамя как символ борьбы с самодержавием. Мозаику изготовила московская бригада под руководством художника Михаила Алексеевича Трункова. Кстати, одним из авторов панно является наш земляк, уроженец Иссы Геннадий Кузьмич Белов.
ДВУХЭТАЖКА УМНОВА И ШОЛЬЦА
Дом № 52 представлял собой сильно вытянутую вдоль ул. Московской двухэтажку, которую в 1910 году купил у купца Виктора Николаевича Умнова германский подданный Теодор Карлович Шольц — пензенский «колбасный король». На своей усадьбе в одноэтажном кирпичном доме, располагавшемся во дворе, он организовал колбасную мастерскую, а свои магазины разметил в верхней и нижней частях улицы Московской: в 1907 году он открыл колбасный магазин в доме № 93, а в следующем году — в доме № 14, также принадлежавшем В. Н. Умнову.
В 1910 году Т. К. Шольц стал директором вновь учрежденного электротеатра «Рекорд», занявшего здание городского ломбарда на углу Московской и Нагорной улиц. Во время 1-й мировой войны в «Рекорде», как и в других зрелищных учреждениях города, шли картины патриотического содержания. В частности, 21 сентября 1914 года демонстрировалась картина «Битва сербов с австрийцами в августе 1914 года». Весь доход от ее показа пошел в фонд городского комитета для раненых воинов и их семей. Председатель комитета Ашанин выразил директору электротеатра Т. К. Шольцу за это благодарность, но это не спасло последнего от антигерманских настроений: летом 1915 года он был выслан из Пензы в Астраханскую губернию, и вскоре электротеатр «Рекорд» прекратил свою деятельность.
Весь первый этаж дома Умнова-Шольца сдавался под магазины и мастерские. В разное время здесь находились сапожное и башмачное заведение Егорова, гильзовое заведение Баишева, обувные магазины Бекренева и Акаемова, часовой магазин Аскенази, магазин дамских шляп «Модный свет» Арона Ильича Рапопорта. Последний из них в пристроенном со двора длинном двухэтажном здании содержал типографию, которая перешла к нему 1 января 1909 году от владельца усадьбы В. Н. Умнова.
При типографии в 1918 году помещались редакции левоэсеровских газет «Пензенская речь», «Знамя революции» и «Набат». Редактором газеты «Пензенская речь» был Николай Федорович Езерский (1870-1938), видный общественно-политический деятель Пензы, лидер пензенской группы партии кадетов, сын основателя первых в Москве бухгалтерских курсов экономиста Федора Венедиктовича Езерского и княжны Гагариной.
До революции он являлся инспектором дирекции народных училищ по Мокшанскому и Городищенскому уездам, членом правления библиотеки им. Лермонтова, секретарем правления Пензенского общества им. А. С. Пушкина, редактором газеты «Перестрой», автором целого ряда брошюр и статей и депутатом 1-й Г осударственной думы от Пензенской губернии.
Советскую власть Езерский не признал, считая, что «большевизм нынешний — это распутинство революции с такой же ложью, подкупностью и предательством». Во время Гражданской войны он находился в рядах белогвардейской Добровольческой армии. Эмигрировал в Сербию, затем во Францию, где в 1928 году принял сан священника. С 1928 по 1930 год был настоятелем православного храма в Гренобле, затем в Берлине, с 1932 года служил в Будапеште, где и скончался в сане протоиерея.
УСАДЬБА БУРБАХ
К дому Шольца примыкало такое же протяженное двухэтажное здание (№ 50), принадлежавшее до революции Амалии Емельяновне Бурбах, которой усадьба досталась в 1905 году по духовному завещанию от её мужа — личного почётного гражданина Александра Егоровича Бурбаха.
На первом этаже ее дома также размещалась целая сеть торговых заведений. В начале ХХ века здесь находились:
парикмахерская и овощной магазин Стамбулко,
магазин готового платья, суконных и меховых товаров Ляски,
магазин-мастерская дамских платьев и белья Лурье,
шорная мастерская Лифшица,
обувной магазин Иванова,
мануфактурный магазин Шмерина,
магазины шапок Миримова и
дамских шляп Туркельтуббе,
галантерейная лавка-мастерская Солдатского,
мастерская портного Пекного,
чулочная мастерская Черняк,
магазин дамских шляп Розиной.
ДВА ЗДАНИЯ ЖЕНЫ УНТЕР-ОФИЦЕРА
Два следующих дома (№ 48 и 46) в 1870 годах принадлежали жене унтер-офицера Александре Ивановне Андроник, муж которой содержал здесь в 1879 году трактирное заведение. В 1888 году в доме Андроник находилась сырная лавка Кфеллера, а в 1890 году на месте ее — немецкая колбасная Клотша. В доме № 48 в начале ХХ века располагались перчаточная мастерская и магазин Малкина, шапочный магазин Сапожникова, красильное заведение Дугина, а в доме № 46 — колбасная Петерсов которая в рекламных объявлениях того времени афишировалось таким образом:
«1-я паровая колбасная, немецкая фабрика Петерс: свежие колбасы, окорока, ветчины, рулеты и др. колбасные изделия, сыры, консервы, маринады, сливочное масло, творог и сметана, солёная и копченая рыба».
В одном из домов Андроник помещался магазин золотых и серебряных вещей цехового Богданова и магазин фарфоровой и фаянсовой посуды мещанина Бурова, ставшего впоследствии купцом. Квартиры в домах Андроник снимала довольно разношерстная публика: купцы Клотш и Буров, трое портных, два часовщика, каменщик, красильщик, сапожник и музыкант.
ИСЧЕЗНУВШИЙ «МОДЕРН»
Соседняя усадьба (№ 44; с середины XIX века принадлежала прусскому подданному Юлию (Юлиусу) Ивановичу Реймеру (Ремеру). В 1905 году по духовному завещанию она перешла к его вдове Федосье Николаевне Ремер.
При ней был перестроен фасад дома, и в 1907 году владелица предоставила свой дом под электротеатр «Модерн», содержателем которого в первый год существования был крестьянин деревни Гришкиной Бузулукского уезда Самарской губернии Круг, а затем парикмахер и часовых дел мастер Стамбулко. В зимний сезон этого же года владельцами «Модерна» стали Ленейс и Парфиано, а через год — крестьянин Ширяев и дворянка Титова.
25-27 февраля 1909 года в «Модерне» состоялись выступления французского журналиста-путешественника Рене Одена, который с 1 апреля 1908 года совершал пешком без денег кругосветное путешествие на пари за приз в 100 тысяч франков, рассчитывая завершить свой маршрут за четыре года. Во время путешествия он зарабатывал исключительно чтением лекций и продажей своих фотографий.
В августе 1911 года владельцем «Модерна» стал сын статского советника Владимир Николаевич Державин. Но вскоре электротеатр, по-видимому, прекратил свое существование, так как всякое упоминание о нем в пензенских газетах исчезло. Возможно, закрытие «Модерна» было связано с обрушением соседнего дома Михайловой, во время которого отвалилась и примыкавшая к нему угловая часть дома Ремер вместе с оконным проемом, остатки арочной перемычки которого можно видеть на фотографии разрушенного дома.
Весь исчезнувший квартал улицы Московской хорошо виден на одной из старых фотографий Пензы, сделанной на перекрестке главной магистрали города и улицы Нагорной (Кураева). В угловом двухэтажном здании, судя по вывеске, в то время размещалась булочная Матвеева.
Вообще-то усадьба и магазин принадлежали Авдотье Александровне Матвеевой, а непосредственно торговлей занимался ее сын Василий Васильевич Матвеев. Сама владелица проживала в небольшом флигеле на улице Нагорной. Свою булочную-кондитерскую она содержала в нижнем этаже углового дома, сдавая другие помещения первого и подвального этажей под магазины или же мастерские. Верхний этаж дома вначале занимала губернская чертежная, затем в нем размещались разные конторы, а также кабинеты врачей. В частности, с 1909 года здесь принимал зубной врач Виктор Романович Файнштейн, который был известен в Пензе еще тем, что ему вместе с художником И. И. Новохацким принадлежало первое в городе такси, представлявшее собой легковой автомобиль с откидным верхом.
Рядом с домом Матвеевой располагалась усадьба, где прошло детство Николая Степановича Таганцева (1843-1923) — известного юриста, криминалиста, академика и сенатора, председателя Уголовно-кассационного департамента Правительствующего сената и члена Государственного Совета.
Таганцев является автором четырехтомного курса лекций «Русское уголовное право» и участником составления проекта Уголовного уложения 1903 года, то есть Уголовного кодекса царской России. В 1877-1878 года он выступал защитником на политическом «процессе 193-х», по которому проходило более 40 пензенских народников.
Николай Степанович был принципиальным противником смертной казни. И словно в насмешку судьба преподнесла ему страшный удар — его сын Владимир был арестован в 1921 году как руководитель несуществующей «Петроградской боевой организации» и расстрелян, несмотря на письменное обращение Н. С. Таганцева к Ленину, у которого он в свое время принимал экзамены за курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Не помогли и напоминания Таганцева о его личном знакомстве с отцом вождя Илье Николаевичем Ульяновым, с которым он неоднократно встречался в Пензе в период своей учебы в мужской гимназии.
Свидетельством проживания Таганцева на этой усадьбе являются строки из его воспоминаний
«В центре города, например, как раз недалеко от вросшего в землю и покрытого плесенью старого домика моей бабушки, где я провел детство, в переулке, ведущем в Поповку, показывали место, где стояли еще относительно не особенно давно, на памяти старожилов, например, проживавшей у нас старухи (няни моей матери и дядей), «пугачевские виселицы».
Бабушкой будущего юриста была Наталья Петровна Кирьякова — дочь купца Петра Алексеевича Похолкова (старшего). Ее двоюродным братом был пензенский городской голова Петр Петрович Похолков — тоже сын Петра Алексеевича Похолкова, но уже младшего. О нем мы уже рассказывали в одной из предыдущих публикаций.
Усадьба перешла к Наталье Петровне в 1818 году от ее мужа, торговца книгами, мещанина Матвея Ванифатьевича Кирьякова, купившего ее за год до того у поручицы Марфы Артюковой. Правда, если быть уж абсолютно точными, то усадьба Кирьяковых в то время была значительно меньше, и уже потом к ней присоединилась соседняя усадьба мещанки Натальи Мартемьяновой.
В 1838 году здесь стоял лишь небольшой деревянным домик о двух комнатах со стряпущей избой. В нем-то и прошло детство Николая Степановича Таганцева, хотя у его родителей выше по улице Московской был собственный двухэтажный каменный дом (№ 4), который в основном использовался для извлечения прибыли — сдавался под магазины и квартиры. В нем, скорее всего, проживали и сами владельцы, то есть родители Николая. Он же предпочитал жить у бабушки, в доме которой, скорее всего, и родился 1 февраля 1843 года, поскольку его отец купил дом на ул. Московской только 23 июля 1843 года.
Родственники, о которых упоминает Таганцев в своих воспоминаниях, — это Николай, Александр и Петр Матвеевичи Кирьяковы, братья его матери Елизаветы Матвеевны.
В 1855 году его бабушка купила себе дом на улице Троицкой, рядом с женским монастырем (Кирова, 27), а прежнюю усадьбу оставила сыну Петру. Кстати, Н. С. Таганцев, обучавшийся в Санкт-Петербургском университете, был и в ее новом доме на Троицкой, когда приезжал на каникулы в Пензу в 1860 году.
Во время пожара 1858 года дом на ул. Московской, в котором жил в детстве Таганцев, сгорел. В 1866 году надворный советник Петр Матвеевич Кирьяков продал свою пустую усадьбу саранскому мещанину Ивану Финогеевичу Уланову, от которого она перешла к его сыну Петру Ивановичу Уланову.
В начале ХХ века на всю ширину его усадьбы по улице Московской стоял одноэтажный каменный дом, в котором размещались магазины П. И. Уланова: учебных пособий, письменных и рисовальных принадлежностей и обойный, а также его переплетное и футлярное заведение.
На счетах магазина Уланова изображены регалии, которые получил владелец за свою продукцию в 1898 году. Это серебряная медаль Общества сельского хозяйства Юго-Восточной России за переплетные и футлярные изделия и бронзовая медаль того же общества за конторские книги. Кроме конторских книг, переплетное, футлярное и линевальное заведение Уланова изготавливало также ученические тетради. В своем книжном магазине, где имелся огромный выбор всевозможных книг, Уланов принимал подписку на все российские журналы и газеты.
В 1883 году в доме Уланова открылся его колониальный магазин с большим выбором вин, кондитерских и та бачных изделий. В 1884 году здесь же находился ламповый магазин М. И. Роговского, который торговал под вывеской «Рагозин и КО». Такая вывеска была не случайной, поскольку Роговской являлся агентом Товарищества «Рагозин и КО», занимавшегося производством и сбытом минеральных масел — олеонафта, астралина и пиронафта, которые в этом магазине и продавались. А заодно Роговской, видно, продавал здесь и «левый» товар, предлагая «большой выбор висячих, стенных, столовых и кабинетных ламп, от простых до самых изящных и новейших фасонов; ламповые стекла и все ламповые принадлежности», а также керосин от разных производителей.
С 1887 года в доме Уланова помещался чайный магазин М. С. Люткевича, торговавшего чаем Савиных, Унжениных и Филиппова. О поставщиках известно, что И. В. Савиных и В. Н. Унженин доставляли чай из Казани, где были сильны традиции чайной торговли. Через Казань издавна шли караваны с кяхтинским чаем, поступавшим из Китая через приграничную с Монголией Кяхту (ныне в Бурятии) — «столицу чайного пути». Кяхтинский чай считался чаем самого высокого качества. И. Н. Филиппов был крупным московским чаеторговцем.
В 1904 году усадьбу Уланова приобрел купец Илья Федорович Михайлов, от которого она в 1906 году перешла к его жене Татьяне Ивановне Михайловой. При новых владельцах вместо одноэтажного дома на усадьбе было построено двухэтажное здание, которое мы и видим на старой фотографии исчезнувшего квартала. В нем в 1906 году вновь разместился писчебумажный магазин, но теперь уже сына предыдущего владельца — Ивана Петровича Уланова.
23 февраля 1908 года саратовский мещанин Иван Лазаревич Филатов ходатайствовал об открытии в доме Михайловой синематографа. И вскоре в местной газете появилось объявление:
«Великим постом открылся на Московской улице, немного повыше электротеатра «Модерн», еще один кинематограф. Он носит название «Патэ» и довольно охот но посещается публикой».
Название синематографу было дано по имени братьев Пат (Пате, Pathe), учредивших в 1896 году в предместье Парижа киностудию с тем же названием, при которой был создан цех по выпуску аппаратуры под маркой «Патэ». В 1904 году эта французская фирма открыла в Москве свое представительство, давшее мощный толчок развитию в России кинематографа.
Однако фраза в объявлении о хорошей посещаемости нового электротеатра была, по-видимому, обычной рекламной уловкой, поскольку никаких упоминаний в газетах о «Патэ» больше не встречается. Как видно, он просто не выдержал конкуренции с «Модерном», располагавшемся в соседнем доме Ремер.
Сравнивая дореволюционный вид этой части улицы Московской с ее современным обликом, становится невольно грустно от того, что появившийся на месте старых домов безликий великан стер с лица Пензы часть исторической застройки…
Александр ДВОРЖАНСКИЙ.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи