Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

001-Dvorzhanskij-A-I-630x180

 

ДОМ С БОГАТОЙ ИСТОРИЕЙ

Здание на улице Кирова, занимаемое военным госпиталем, является одним из главных исторических памятников города Пензы.

dvor05-01-millitary-hospital-сВоенный госпиталь на улице Кирова. Автор фото: А. И. Дворжанский

ПЛЕЯДА ВОСПИТАННИКОВ

С 1800 по 1899 год здесь располагалась духовная семинария — учреждение, которое специализировалось на подготовке священнослужителей для многочисленных храмов Пензенской епархии. Из руководящего состава семинарии, возглавляемой чаще всего архимандритами, впоследствии выросла целая плеяда лиц, ставших епископами и архиепископами Русской Православной Церкви. Высшую степень священства со временем получили и несколько выпускников семинарии, двое из которых даже управляли Пензенской епархией. Это Петр Смолин, занимавший Пензенскую кафедру с 1862 по 1868 год под именем епископа Антония 1-го, и Владимир Лентовский, ставший в 1921 году епископом Борисом, но вскоре уклонившийся в обновленческий раскол.

dvor05-02-ioann-artobolevskiyИван Алексеевич АРТОБОЛЕВСКИЙ (1872-1938), протоиерей, учёный-богослов. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 г.

Один из выпускников Пензенской духовной семинарии ныне поминается как святой Русской Православной Церкви. Это Иван Алексеевич Артоболевский, окончивший семинарию в 1891 году. Профессор богословия, настоятель Петропавловской церкви при Петровской сельскохозяйственной академии (ныне Московская Тимирязевская академия), член Поместного Собора Российской Православной Церкви и Высшего церковного совета при патриархе Тихоне, протоиерей Иоанн Артоболевский в 1938 году был расстрелян на «Бутовском полигоне» под Москвой, а в 2000 году причислен к лику новомучеников Российских. Через девять лет после прославления священномученика Иоанна Артоболевского при Тимирязевской академии состоялось открытие храма, названного в его честь.

dvor05-03-klyuchevskiy-v-o-chuvash-museumВасилий Осипович КЛЮЧЕВСКИЙ (1841-1911), русский историк. Портрет работы О. П. Яковлевой, 1907 г. Бумага тонированная, карандаш,мел,уголь, 51х39,5; 46х35 (овал). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

И тем не менее, деятельность священнослужителей, обращенная к духовной сфере человека, трудно поддается оценке, чтобы засвидетельствовать потомкам величие их заслуг перед обществом. Поэтому в памяти поколений из бывших семинаристов остаются главным образом те, кто избрал для себя светское поприще и в результате стал специалистом в какой-либо области науки или культуры, вклад в которую имеет вполне конкретные очертания, позволяющие говорить о значимости того или иного лица.

dvor05-04-burdenko-n-nНиколай Нилович БУРДЕНКО (1876-1946), русский и советский хирург, организатор здравоохранения, основоположник советской нейрохирургии, главный хирург Красной Армии в 1937-1946 годы, академик АН СССР (1939), академик и первый президент АМН СССР (1944-1946)

Среди «звезд» первой величины, обучавшихся в Пензенской духовной семинарии, обычно называют имена выдающегося историка Василия Осиповича Ключевского и основоположника отечественной нейрохирургии Николая Ниловича Бурденкопервого президента Академии медицинских наук и главного хирурга Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.

dvor05-05-arhangelskiy-a-aАлександр Андреевич АРХАНГЕЛЬСКИЙ (1846-1924), хоровой дирижер, композитор, заслуженный артист России (1921)

В последнее время вместе с ними всё чаще вспоминают хорового дирижера и духовного композитора Александра Андреевича Архангельского. Его имя было присвоено нашему музыкальному училищу, которое, отметив свой 130-летний юбилей, недавно прекратило свое существование как самостоятельное учебное заведение.

К этим деятелям, и сейчас имеющим общероссийскую известность, можно добавить еще ряд выпускников Пензенской духовной семинарии, чьи имена в нашей памяти либо уже забылись, либо являются фигурами «местного масштаба».

Косьма Григорьевич Репинский окончил семинарию в числе лучших студентов и по рекомендации ректора был взят пензенским губернатором Михаилом Михайловичем Сперанским в его канцелярию, где находился до самой смерти графа, являясь его личным секретарем. Впоследствии он стал сенатором.

Порфирий Петрович Мироносицкий служил в канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, автор трудов по церковно-школьному пению, редактор журнала «Народное образование».

Николай Иванович Ильминский — педагог-миссионер, востоковед, переводчик священных и богослужебных книг на инородческие языки, организатор и директор Казанской инородческой учительской семинарии, член-корреспондент Императорской Академии наук.

Александр Александрович Голубев — историк и писатель, автор романа «Бродячая вольница» о быте бурлаков и различных исторических работ.

Степан Тимофеевич Голубев — профессор Киевской духовной академии и Киевского университета, доктор церковной истории, член-корреспондент Российской академии наук. Написал «Историю Киевской духовной академии» и другие работы по церковной истории.

Александр Семенович Архангельский — профессор Петербургского и Казанского университетов, член-корреспондент Петербургской академии наук, историк русской литературы, организатор Симбирского университета.

Иван Гаврилович Троицкий — профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре библейской археологии и древнееврейского языка (гебраистики), доктор богословия. Помощник редактора «Церковного вестника».

Сергей Николаевич Миловский (псевдоним — С. Елеонский) — писатель, в произведениях которого отражается жизнь русской провинции на рубеже XIX и XX веков. Покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна Сарапульского духовного училища, смотрителем которого он состоял.

dvor05-06-bogdanov-a-aАлександр Алексеевич БОГДАНОВ (1874-1939), русский советский писатель (поэт, беллетрист, фельетонист), революционер-большевик

Гавриил Иванович Чернышевский — отец революционера-демократа Николая Гавриловича Чернышевского. Обучался, а затем преподавал в Пензенской духовной семинарии.

Александр Алексеевич Богданов — писатель, революционер, один из зачинателей пролетарской поэзии. Написал книгу воспоминаний о родном городе «В старой Пензе». Его имя носит одна из улиц нашего города.

dvor05-07-mozguxin-al-ilАлександр Ильич МОЗЖУХИН (1878-1952), оперный певец, старший брат известного актёра российского немого кино Ивана Ильича Мозжухина (1889-1939)

Федор Михайлович Керенский — отец главы Временного правительства Александра Федоровича Керенского. Был директором мужской гимназии в Симбирске, которую закончил Владимир Ильич Ульянов (Ленин) — сын его начальника, директора симбирских училищ Ильи Николаевича Ульянова. Главный инспектор народных училищ в Туркестанском крае.

Александр Ильич Мозжухин — оперный и камерный певец, брат «звезды немого кино» Ивана Мозжухина. В 1926 году эмигрировал.

Все они связаны с расположенным на улице Кирова зданием бывшей духовной семинарии, которое раньше имело другой вид. 29 июля 1858 года во время сильного пожара, когда полностью выгорели Московская и Троицкая улицы, семинария сильно пострадала от пожара и в 1861-1867 годах была перестроена. В результате объем здания увеличился почти вдвое. Фасад, естественно, тоже изменил свой облик. Он-то и представлен в книгах о Ключевском, хотя историк его даже и в глаза не видел.

dvor05-08-theological seminary.bmpДуховная семинария, отстроенная после пожара

dvor05-09-theological schoolЗдание духовного училища, где учился В. О. Ключевский. Автор фото: А. И. Дворжанский

С 1851 по 1856 год В. О. Ключевский обучался вначале в приходском, а затем в уездном духовном училище. Они располагались в сохранившемся до настоящего времени флигеле, который стоит около госпиталя на самом углу улицы, у спуска к реке. В сентябре 1856 года Ключевский поступил в духовную семинарию, но курса не окончил, а подал прошение об увольнении и 22 марта 1861 года получил на руки увольнительное свидетельство. В том же году он поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Таким образом, в здании семинарии на ул. Троицкой В. О. Ключевский обучался только два года — до пожара, описание которого он поместил в 1859 году в рукописном журнале воспитанников Пензенской духовной семинарии «Пчела». На время строительства семинария переместилась в здание духовного училища (Чкалова, 56). А после того как в 1899 году она перешла в новое здание на улице Дворянской, в ее старом доме разместилась губернская земская управа, ведавшая вопросами медицины и начального школьного образования. При этом здание снова было перестроено. Чтобы представить, как выглядело оно в самом начале, обратимся к его первым владельцам.

 

УСАДЬБА ВСЕВОЛОЖСКИХ

dvor05-09-vsevolozhskiy-houseДом Всеволожских

Принадлежал этот дом, построенный приблизительно в 1760-х годах, предпоследнему пензенскому воеводе Андрею Алексеевичу Всеволожскому, убитому пугачевцами в 1774 году.

А. С. Пушкин в своей «Истории Пугачевского бунта» пишет:

«Всеволожский, оставленный городским войском, заперся в своем доме с двенадцатью дворянами и решился защищаться. Дом был зажжен, храбрый Всеволожский погиб со своими товарищами».

Здесь Пушкин не совсем точен. Как пишет современник этих событий Ефим Петрович Чемесов, последний пензенский воевода,

«1774 году июля месяца 28 дня, воевода Всеволожский, товарищ Гуляев и два штатных офицеров уехали из города, для спасения своего, и пойманы в селе Скачках, расстоянием от Пензы в 60 верстах, и там злодейской командой в доме господском все сожжены».

dvor05-10-vsevolozhskiy-vsevolod-andreevichВсеволод Андреевич ВСЕВОЛОЖСКИЙ (1769-1836), астраханский вице-губернатор, действительный камергер, отставной гвардии ротмистр, статский советник, устроитель первого на Волге парохода. Портрет Дж. Доу. Холст, масло, 209х141 см. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва

После смерти Андрея Алексеевича Всеволожского усадьбу унаследовали его малолетние дети, которым стало невозможно содержать такой огромный дом. 12 февраля 1785 года он был куплен в казну и впоследствии приспособлен для проживания вице-губернатора. От лица малолетних продавцов сделку совершал их опекун — тайный советник, сенатор и действительный камергер Всеволод Алексеевич Всеволожский, то есть их дядя, обладатель огромного состояния. Он скончался холостым и завещал свои имения племяннику Всеволоду Андреевичу, одному из бывших малолетних владельцев пензенского дома. В полученное им наследство входили огромные имения, купленные на Урале у Строгановых, — заводы, соляные промыслы, рыбные ловли и золотоносные месторождения.

dvor05-10-gerb-vsevolozhskihГерб рода Всеволожских внесен в Часть 2 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи

Получив эти владения, Всеволод Андреевич Всеволожский стал одним из первых богачей России, которого при императорском дворе называли «Петербургским Крезом», сравнивая с легендарным правителем царства Лидии первой половины VI века до нашей эры, обладателем несметных сокровищ. Его имя было постоянно на слуху у современников. Но и потомки не оставили Всеволода Андреевича Всеволожского в забвении. В 2009 году в г. Всеволожске под Санкт-Петербургом ему был установлен памятник как основателю этого города. Желающие соприкоснуться с отголосками его легендарной известности могут прочитать об этом в книге М. И. Пыляева «Замечательные чудаки и оригиналы».

 

ПОЭТ, ДРАМАТУРГ, ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР 

dvor05-13-levitzki-dolgorukiy-ivan-mihКнязь Иван Михайлович ДОЛГОРУКИЙ (Долгоруков)(1764-1823), государственный и общественный деятель, поэт, мемуарист. Портрет работы Д. Г. Левицкого, 1782 г. Холст, масло. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

В 1791-1796 годах пензенским вице-губернатором был поэт и драматург князь Иван Михайлович Долгоруков (Долгорукий). Он же является основателем пензенского театра. В вице-губернаторском доме 8 и 25 мая 1792 года состоялись первые в истории Пензы театральные представления. В первый день был дан пробный спектакль. Игралась собственная комедия Долгорукова под названием «Трагилирограффия». 25 мая, в день именин губернатора Ступишина, состоялся уже настоящий спектакль, в котором участвовал сам вице-губернатор и его жена Евгения Сергеевна. В том же 1792 году в доме Долгорукова всю осень и зиму игрались комедии. Затем на усадьбе Дмитрия Егоровича Полчанинова было выстроено особое здание для театра, и 24 ноября 1793 года, в день именин Екатерины II, в нем была поставлена комедия императрицы «Обманщик».

Почему-то именно с этого времени и ведет свое летоисчисление пензенский театр, хотя зародился он в Пензе на год раньше.

dvor05-14-dolgorukaia-evgeniia-sergeevna-Княгиня Евгения Сергеевна ДОЛГОРУКАЯ (ДОЛГОРУКОВА), урожденная Смирная(1770-1804), фрейлина, жена князя Ивана Михайловича Долгорукого (Долгорукова). Портрет работы Жана-Луи Вуаля, 1789 г. Холст, масло, 64,3х55,7 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

В Пензе Долгорукий написал стихотворения «Камин в Пензе», «К швейцару», «К судьбе», которые в свое время пользовались популярностью, хотя сейчас их читать вряд ли кому захочется. В его мемуарах «Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни» и «Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни» представлена целая галерея лиц, с которыми автор был знаком в Пензе. Поэтому воспоминания Долгорукова являются неоценимым источником для ознакомления с исторической канвой пензенской жизни конца XVIII века.

17 декабря 1796 года Долгоруков получил отставку, а 16 января покинул наш город и выехал в Москву.

«Я уже был вне Пензы, — писал Иван Михайлович, — и плакал, на нее глядя. Какое это непостижимое чувство в человеке, которое посредством привычки привязывает его даже и к вещам неодушевленным! Я не скажу ни слова о приятеле, друге, соседе, родственнике, тут взаимные отношения, беседа, общее участие друг в друге, всё может и должно связывать сердца между ими, но комната, камин, стены, стулья и прочие тому подобные вещи, как могут приводить человека в малейшее об них сожаление? Пусть мне холодные смеются, но я не потаю, что при всём воспоминании моих искушений в Пензе мне жаль было моего кабинета, да мне его было жаль; я выходил из него с сердечным каким-то сожалением, которое стыдно иметь к стенам, и я не стыжусь только сам с собой здесь признаться, мне жаль было моего стола, моих кресел, всего того, чего я оттуда унести не мог и чем тогда пользовался повседневно; казалось мне, что я бы всё унес с собой, и всё-таки нимало не отвечало моим чувствам. О привычка! кто тебя поймет, кто не покорится твоему закону, кто не облегчит мук жизни твоими приятностями! Когда мы лишаемся милого предмета и даже равнодушного, но с нами по обстоятельствам тесно сопряженного, мы тогда забываем все малые его обиды или оскорбления и помним только те минуты, коими можем в обращении с ним хвалиться. Так точно я, оставляя Пензу, забывал на тот час все бедствия, в ней нас постигшие, и воображал только приятные секунды, коими награждала меня судьба, иногда сидя у камина».

Если б мы могли испытывать такие же чувства по отношению к домам, то и у нас навернулись бы слезы, только уже от сострадания, глядя на это разрушающееся здание, которое, будь оно одушевленным, позавидовало бы своему соседу — Дворянскому собранию, поистине восставшему из праха.

А. И. ДВОРЖАНСКИЙ. 

 

 


Комментарии   

 
0 #2 Наталья 19.11.2015 05:30
Интереснейшая информация! СПАСИБО! Замечательный сайт.
Цитировать

 
 
0 #1 Наталья 19.11.2015 05:28
Очень интересная информация! Сайт замечательный!
Цитировать

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET