Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

001-Dvorzhanskij-A-I-630x180

 

МОНАСТЫРЬ ПОД ГОРОЮ:

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ 

dvor04-01-pereselenets-monumentПамятник Первопоселенцу, посвящённый основателям и первым жителям города Пензы. Открыт 8 сентября 1980 года в день 600-летия Куликовской битвы. Автор монумента — скульптор В. Г. Козенюк. Архитектор — Ю. В. Комаров.

Одним из запоминающихся пензенских брендов является памятник Первопоселенцу, открытый 8 сентября 1980 года, в день 600-летия Куликовской битвы. Рядом с памятником устроена смотровая площадка, откуда открываются поросшие лесом засурские дали. А внизу, справа, сверкает главками церковь Преображения Господня — бывший соборный храм Спасо-Преображенского мужского монастыря, основанного в 1689 году к востоку от крепостной стены.

dvor04-02-panoramaПанорама Пензы

Сейчас здесь, как и встарь, располагается вновь возрожденный мужской монастырь, но территория его ограничена лишь церковной оградой. Когда-то она простиралась до самой реки, а сверху включала в себя и отрезок улицы Кирова, заключенный между Музеем одной картины и многоэтажным жилым домом, то есть место, на котором располагается памятник Первопоселенцу и недавно построенный у остановки цветочный магазин.  

Там, где начинается спуск, ведущий к Преображенской церкви, в середине XVIII века была построена каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, располагавшаяся над воротами, через которые и осуществлялся вход на территорию монастыря.

dvor04-03-tihvin-churchОстатки Тихвинской церкви-

Конечно, в него можно было попасть и снизу, именно оттуда в монастырь въезжали телеги с дровами, хлебом и прочим. Но вход через святые ворота был устроен специально для горожан, поскольку Преображенский храм строился не на монастырскую сумму, а на средства жителей Пензы, которые считали себя монастырскими прихожанами и свободно посещали свой храм. Спустимся и мы по крутой лестнице вниз и попытаемся представить, каким был Спасо-Преображенский мужской монастырь в давние времена.

Само слово «монастырь» обычно рисует перед нашими глазами мощные каменные стены, скрывающие от посторонних глаз и сами монастырские постройки, и весь уклад иноческой жизни. Но если обратиться к начальному периоду истории, то ни о какой монументальности пензенских монастырей говорить не приходится.

После получения грамоты на основание в Пензе мужского монастыря от царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны недалеко от крепости у подножия крутого склона были сооружены первые деревянные монастырские постройки несколько келий и Спасо-Преображенская церковь, антиминс на освящение которой был выдан 2 апреля 1691 года. В 1707 году к ней добавилась деревянная Казанская церковь, а в 1724 году сюда перенесли Предтеченскую церковь из расположенного за Сурой Предтечева мужского монастыря.

Этот монастырь, об основании которого ничего не известно, за два года до этого был упразднен в связи с антигосударевым выступлением новопостриженного монаха Варлаама (в миру капитана Василия Левина), который 19 марта 1722 года в Пензе на базарной площади во всеуслышание объявил царя Петра I антихристом. Монах был немедленно схвачен и доставлен в Москву. 26 июля после пыток его обезглавили, тело сожгли, а отрубленную голову отослали в Пензу. Там ее водрузили на каменный столб недалеко от Никольской церкви, окружив головами казненных в Пензе за недоносительство насельников монастыря — старца Ионы, игумена Михаила и священников Ивана Степанова и Глеба Никитина. В феврале 1723 года Синод распорядился Предтечев монастырь разобрать до основания, а братию перевести в Пензенский Спасо-Преображенский монастырь вместе со всем имуществом, что вскоре и было исполнено.

dvor04-04-preobr-churchПреображенский храм

В 1735 году вместо ветхих деревянных Преображенской и Казанской церквей начато было строительство каменной двухэтажной церкви Преображения Господня с приделом внизу во имя Казанской иконы Божией Матери. Церковь строилась 15 лет и, как указано в топографическом описании Пензенского наместничества, была окончена в 1750 году.

Кроме нее, в 1738 году была также построена новая деревянная церковь во имя Усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Прежнюю Предтеченскую церковь братия монастыря уступила жителям Стародрагунской слободы г. Пензы, у которых только что сгорел храм Владимирской иконы Божией Матери. Однако новая Предтеченская церковь в монастыре простояла недолго. В 1763 году, во время составления описи монастырского имущества, отмечалось, что в каменной Преображенской церкви, кроме Казанского придела, имелись еще два придела в трапезной частиИоанна Златоуста и Иоанна Предтечи. Последний придел, как можно догадаться, заменил собой бывшую Предтеченскую церковь.

В это время каменного жилого строения в монастыре еще не было. На территории стояли пять деревянных келий — настоятельская и братские, а также хозяйственные постройки: амбар, два погреба, конюшня и земляной выход, да на конюшенном дворе — изба. Ограда вокруг монастыря была сооружена из пластинника, забранного в столбы. На монастырской территории располагался яблоневый сад и небольшая березовая роща.

Насельников в монастыре было очень мало: из чернецов — игумен (настоятель), четыре иеромонаха и два монаха, а из бельцов — один поп, два дьякона, два дьячка и два пономаря с семьями, да еще один болящий («богадельщик»), живший вместе с братией. Иеромонахи, как положено, занимались церковной службой, а простые монахи работали в пекарне и продавали свечи.

Денежного и хлебного казенного довольствия монашествующие не имели. Монастырю принадлежала деревня Верхняя Пензятка, располагавшаяся от монастыря в 15 верстах на речке Пензятке, в которой по ревизии 1744 года насчитывалась 31 крестьянская душа мужского пола да «причисленных по разбору» три церковника.  К деревне было приписано 50 четвертей земли «в поле, а дву потомуж». Из этой монастырской земли крестьяне распахивали для монастыря 8 десятин, а остальной землей пользовались бесплатно сами. Они же косили для монастыря сено, причем из 100 копен монастырских сенных покосов 75 копен отходило крестьянам. Убранный монастырский хлеб хранился в амбарах в деревне, где также помещался и монастырский скотный двор. В лесу за Сурой, в трех верстах от монастыря, был устроен монастырский пчельник из 10 пеньков и при нем изба с сенями, в которой постоянно проживал один из престарелых жителей деревни в качестве караульного. Весь мед и воск для своих нужд забирал монастырь. Кроме этих источников существования, монастырь получал денежный доход за предоставление части монастырской территории разным людям под жительство, в виде арендной платы за использование монастырского сада и от сдачи в оброк рыбной ловли, которой монастырь владел за рекой Сурой на речке Сурке.

dvor04-05-shaginyan-mariettaМариэтта Сергеевна ШАГИГНЯН (1888-1982), русская советская писательница

В 1794 году из-за неудобного местоположения мужской монастырь был переведен на новое место — к Вознесенскому кладбищу, располагавшемуся за юго-восточной окраиной города. После его перемещения Тихвинскую церковь разобрали, и материал ее использовали на постройку монастырских построек на новом месте. Преображенская церковь, бывшая приходской, осталась на месте. В середине XIX века ее колокольня была перестроена. Около 1870 года в алтарной части Преображенского храма в стенах нижнего этажа появились трещины, поэтому для предотвращения дальнейшего разрушения здания вокруг алтаря устроили 9 контрфорсов. Однако это не помогло, и в 1899 году они вместе с частью алтарных стен начали сползать вниз. В 1900 году в церкви был сделан ремонт, в ходе которого заменили пятиглавие на храме и главку на колокольне.

В 1931 году церковь закрыли и разместили в ней Государственный архив Пензенской области, сломав завершения храма и колокольни и пристроив к колокольне двухэтажный объем. В этом архиве занимались многие исследователи, в частности, в 1937 году собирала материалы, работая над книгой «Семья Ульяновых», писательница Мариэтта Сергеевна Шагинян. Здесь же начинал свое приобщение к истории Пензенского края и автор этих строк.

В 1993 году Преображенская церковь была возвращена верующим. Первое богослужение в ней после длительного вынужденного перерыва на храмовый престольный праздник 18 августа 1995 года совершил архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов). Сейчас в церкви действуют оба храма верхний Преображенский и нижний Казанский.

dvor04-06-preobr-churchЦерковь Преображения Господня. Вид с восточной стороны

dvor04-07-preobr-churchЦерковь Преображения Господня. Вид с западной стороны

Некоторое время Преображенская церковь являлась подворьем сначала Керенского Тихвинского, а затем Нижнеломовского Казанского монастырей. В 2010 году подворье было преобразовано в самостоятельный Спасо-Преображенский мужской монастырь, открывший новые страницы своей истории.

Александр Дворжанский.

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET