Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

Приложения

      Для ознакомления с содержанием материала необходимо навести курсор на одну из кнопок и нажать на нее
           ↓                                                                                                                                                             

303-305


Приложение №1

Гг. губернаторам и градоначальникам.

Препровождая выработанные в Техническо-Строительном Комитете «Нормальные правила по устройству, содержанию театров кинематографов и по хранению целлулоидной для них ленты», прошу Ваше Превосходительство принять их к руководству при разрешении Строительным отделением Губернского Правления устройства кинематографических заведений в отдельных зданиях и рекомендовать их Городским Управлениям, Губернским Земским Собраниям для издания соответствующих обязательных постановлений.

Министр Внутренних Дел Столыпин

 

Нормальные правила по устройству
и содержанию театров кинематографов,
выработанные специальной комиссией, образованной
при Техническо-Строительном Комитете
Министерства Внутренних Дел
(циркуляр № 688 от 12/13 мая 1911 г.)

Общие положения устройства

1. Кинематографические театры могут быть устраиваемы как в каменных, так и в деревянных зданиях. В каменных зданиях — не выше второго этажа, а в деревянных — только в первом.

Примечание. Первым этажом называется такое помещение, пол которого расположен или непосредственно на земле, или имеет подполье, или подвал, не предназначенный ни для жилья, ни для торгово-промышленных целей.

2. Воспрещается устраивать кинематографические театры в подвальных этажах, т.е. в таких, уровень пола которых ниже поверхности прилегающей улицы или двора.

3. Если кинематографический театр устроен в специальном здании, то он должен быть окружен со всех сторон свободным местом шириною не менее 5 саж. и не менее 10 саж., если кинематограф устроен в балагане.

4. Помещения для кинематографических театров, расположенных в каменных домах, должны отделяться от соседних помещений капитальными стенами и удовлетворять местным требованиям, предъявляемым к устройству театров, цирков и зал для общественных собраний.

 

Приложение к циркуляру Министерства Внутренних Дел
по Техническо-Строительному Комитету
от 12 мая 1911 г. за № 688.

Устройство входов и выходов

5. Лестницы, ведущие в кинематографические театры, должны быть: 1) из несгораемого материала, 2) заключены в несгораемые клетки с несгораемыми перекрытиями, 3) иметь марши двойного заложения без забежных ступеней,

_________________________ 303

4) освещаться окнами, выходящими наружу, и 5) иметь поручни с обеих сторон марша.

Ширина марша и оборотных площадок не должна быть менее 1 арш. 12 верш. Всякая лестница не менее этих размером достаточна для пропуска 150 человек зрителей; при большей же ширине лестницы пропускная способность ее не может быть увеличена.

6. В каждом кинематографическом театре должно быть не менее двух выходов наружу или на две несгораемые (п. 5), отдельные друг от друга, лестницы.

7. Кинематографические театры не могут обслуживаться лестницами и выходами, общими с залами общественных собраний, клубами, выставками, музеями, школами и т.п.

8. В помещении кинематографа, в проходах и у выходов, не допускается промежуточных ступеней и порогов.

9. Все двери кинематографического театра должны открываться по направлению выходов.

Устройство зала и других помещений

10. Не дозволяется заколачивать окна щитами, загораживать решетками или закрывать ставнями.

11. Двери, равно как и окна, в кинематографическом театре воспрещается завешивать чем бы то ни было, за исключением штор в зрительном зале для затемнения его.

12. Ряды стульев или вообще мест в зрительном зале должны быть прикреплены к полу, соединены между собою и прорезаны проходами, ведущими к выходам, расположенным таким образом, чтобы между двумя проходами в каждом ряду не было более 12 мест, а между боковою стеною и ближайшим к ней проходом не более 6 мест. Средние проходы должны быть шириною не менее 2 аршин, а проходы возле боковых стен, если таковые имеются, не менее 1 1/4 аршин.

13. Свободный проход между рядами, считая от переднего края сиденья одного ряда до заднего края сиденья предыдущего ряда, должен быть не менее 11 вершков, а глубина сиденья — не менее 9 вершков.

14. Где в каменных зданиях имеются вестибюли, они должны быть перекрыты сводами и иметь несгораемые полы. Устройство внутренних тамбуров в вестибюлях запрещается.

15. Там, где не устроено центральное отопление, топка обыкновенных печей должна прекращаться за 4 часа до начала представления. Обыкновенные печи должны быть у дымовых каналов или коренных труб без перекидных рукавов и вообще содержаться в полном порядке.

16. Помещения кинематографических театров, предназначенные для публики, должны иметь приспособления для проветривания.

17. В местностях, где имеется водопровод, в помещении кинематографического театра должны быть устроены пожарные краны в таком числе и рас-

_________________________ 304

положении, чтобы каждое место в помещении могло быть залито струей воды. Нарезка кранов должна соответствовать нарезке городских пожарных кранов. Краны должны находиться на доступных местах, расположенных таким образом, чтобы путь отступления пожарного был всегда обеспечен. Рукава со стволами должны быть постоянно привернуты к кранам и привешены так, чтобы ими можно было пользоваться во всякое время.

В тех местностях, где нет водопровода, в помещениях кинематографа должны иметься огнегасительные приспособления для тушения пожаров, каковые должны храниться в полном порядке, в определенном доступном месте и не употребляться для других надобностей.

18. В местностях, где имеется телефон или пожарная сигнализация, должен быть установлен один из этих приборов в помещении кинематографического театра.

19. Расчет вместимости кинематографических театров определяется следующим образом:

1) Вместимость помещения для ожидающей публики определяется, допуская 8 человек на квадратную сажень.

2) Вместимость зрительного зала определяется расположением мест и проходов.

3) При определении пропускной способности лестниц принимаются в расчет только те, которыми публика при помещениях кинематографических театров действительно пользуется, те же лестницы, которые имеют характер запасных, в расчет не принимаются.

4) Все двери, ведущие к выходам, равно как и двери у наружного выхода, должны быть шириною не менее 1 арш. 12 вершк., такие двери достаточны для пропуска 150 человек. Число и размеры выходов и лестниц должны соответствовать числу лиц, допускаемых в помещения кинематографических театров, считая как зрителей, так и ожидающую публику.

Содержание помещений

20. Для ожидающей публики должны быть устроены отдельные помещения, причем в помещениях или проходах, ведущих из зрительного зала к выходам, отнюдь не допускается скопление публики во время представления, а равно и загромождение проходов, коридоров и выходов мебелью, скамейками, буфетными стойками, вешалками и т.п.

21. Хранение верхнего платья не допускается в проходах и коридорах, ведущих к выходам. Для означенной цели, где это требуется, должны быть приспособлены специальные удобные помещения.

22. Освещение помещения кинематографического театра допускается только электрическое или свечами в фонарях, причем приборы освещения не должны быть помещаемы ниже 3 аршин над уровнем пола.

Примечание. Электрическое освещение должно быть устроено согласно действующим правилам Министерства Внутренних Дел.

_________________________ 305

 

Читать далее
Подняться к началу

306-308


23. У всех выходов из зала и помещений должны быть на видном месте аншлаги с надписью крупными буквами «выход» и фонари для освещения выходов на всем их протяжении.

24. Число разрешенных мест в зрительном зале и количество ожидающей публики в специальных помещениях должно быть обозначено ясными надписями как в зрительном зале, так и в помещении для ожидающих.

Устройство и содержание аппаратной камеры

25. В каменных зданиях аппаратная камера должна быть расположена за несгораемой стеной зрительного зала и отнюдь не в самом зрительном зале.

В деревянных же зданиях аппаратная камера должна находиться вне строения с разрывом от него не менее 1/2 аршина и устроена согласно п. 28 сих правил. Этот промежуток может быть перекрыт огнестойким материалом для предохранения от дождя, снега.

26. В той стене, за которой находится аппаратная камера, воспрещается устраивать двери и иные отверстия, кроме световых.

27. Аппаратная камера должна иметь внутри стены, полы, потолки и двери из несгораемого материала.

Примечание. Дерево, обитое с внутренней стороны железом, допускается лишь при асбестовой или войлочной прокладке.

28. Ширина, длина, равно как и высота аппаратной камеры дожны быть не менее 3 арш., причем проходы между аппаратом и стенами камеры с трех сторон должны быть не менее 1 аршина.

29. Аппаратная камера должна иметь самостоятельные каналы для притока и вытяжки воздуха, сечением по всей длине для вытяжки не менее 18 кв. верш., а для притока не менее 8 кв. верш., выходящие наружу.

30. Дверь аппаратной камеры размером не менее 2 1/2 арш. х 1 арш. должна отворяться наружу, иметь пружину и устраиваться в стене камеры против ручки аппарата. Дверь не должна иметь никаких замков или затворов, кроме наружного висячего замка для запирания камеры не во время представления. Удобная лестница, ведущая в камеру, должна устраиваться вне камеры.

31. Световых отверстий для проекционного фонаря и наблюдения разрешается иметь не более 3-х, площадью не свыше 4-х кв. верш. каждое, и все они должны быть застеклены, иметь одну общую металлическую, автоматически закрывающуюся заслонку.

32. В аппаратной камере не допускается иметь, кроме источника света для проекционного фонаря, никаких других открытых огней, не исключая и топки печей. В аппаратной камере должно находиться не менее одного ведра с водой.

33. Курение, зажигание свечей в фонарях, вход посторонним лицам и хранение посторонних предметов в аппаратной камере воспрещается.

34. В аппаратной камере допускается иметь ленту одновременно не более 1500 метров в металлических ящиках, обитых асбестом или войлоком.

_________________________ 306

Устройство аппарата для демонстрации картин

35. Применение аппаратов, не имеющих приемных катушек для ленты, воспрещается.

36. Каждый проекционный фонарь должен быть снабжен заслонкой перед конденсатором (стекло для увеличения освещенности).

37. Все аппараты должны быть снабжены предохранительными от сгорания ленты приспособлениями по выбору предпринимателя. Лента не должна быть помещаема в плотно закрываемых кожухах.

38. В помещениях, не удовлетворяющих требованиям кинематографических заведений, временная демонстрация кинематографа допускается лишь при несгораемых лентах при соблюдении пп. 40-42, 44-49 настоящих правил.

Устройство освещения камеры и театра

39. Для демонстрирования кинематографа в помещениях, находящихся на тех улицах городских или иных поселений, где имеется электрическаяэнергия для общественного пользования, воспрещается употреблять какие-либо иные источники света, кроме электрического.

Там же, где не имеется электрической энергии, допускается пользование иными источниками света, кроме ацетилена.

40. Приборы и материалы, служащие для питания источников света, должны помещаться вне камеры и вне помещения кинематографа. Все эти помещения должны быть сделаны из несгораемого материала (допускаются землянки) с разрывом не менее 2-х сажен со всех сторон. Приборы и материалы для добывания света должны быть в несгораемых вместилищах.

41. Применение токов выше 250 вольт напряжения в помещениях кинематографа воспрещается.

42. Лампы накаливания в коридорах, вестибюле и на лестницах должны быть включены в две отдельные цепи от особой распределительной доски вне помещения аппаратной камеры, чтобы неисправность в одной группе ламп не влияла на другую. Выключатели и предохранители должны быть установлены в одном месте и не быть доступны публике, т.е. находиться в закрытых несгораемых ящиках.

43. Все предохранители с открытой плавящейся проволокой должны устанавливаться вне аппаратной камеры и зрительного зала.

44. Все провода в местах, доступных для публики, должны быть защищены от механических повреждений прочными закрытиями.

45. В той части цепи, которая находится внутри камеры, все провода должны иметь изоляцию из вулканизированной резины (гупер). Шнуровая проводка воспрещается.

46. Если для проектирования картин пользуются током постоянным при посредстве умформеров (преобразователей тока) или каких-либо иных приборов, то таковые должны быть установлены в особом помещении, не доступном для публики, с соблюдением правил, относящихся к таковым установкам.

_________________________ 307

 

47. Реостаты (приборы сопротивления) должны иметь сетчатые металлические чехлы.

Примечание. Применение жидких реостатов воспрещается.

48. Открытые выключатели должны быть мгновенного действия (не давать образоваться искре).

 

Правила о хранении целлулоидной ленты для кинематографов

1. Продажа ленты из целлулоида должна производиться в магазинах, конторах, складах при них и в специальных складах.

2. Розничная продажа целлулоидных лент допускается при соблюдении следующих условий:

а) в магазинах и конторах в общей сложности могут храниться не свыше 4500 метров ленты;

б) целлулоидные ленты хранятся в специальных жестянках-футлярах, размеры которых соответствуют длине ленты;

в) на выставках в магазинах не допускается более 1/2 фунта целлулоидной ленты.

3. Склады при магазинах и конторахдолжны быть устроены в подвалахиз несгораемых материалов, под коренными сводами (не бетонными), с плитными или асфальтовыми полами. Входы в эти подвалы должны быть совершенно самостоятельные со двора или улицы. Воспрещается устраивать сообщение подобных складов с лестницами, обслуживающими квартиры, или с самими квартирами. В складах должны быть вытяжные каналы размерами 6 х 6 верш. или два канала 3 х 6 верш. Каналы эти не должны иметь сообщения со смежными или выше лежащими помещениями, а должны выходить из склада наружу. Если вытяжной канал не действует без побудительной тяги, то должен быть установлен вентилятор. В складе должны быть каналы для притока свежего воздуха, каналы эти должны быть заложены в толще стены и иметь такую форму, чтобы снаружи в склад нельзя было ничего бросить. Склады не должны иметь отопления. В них должно быть обязательно электрическое освещение лампами накаливания с пробочными предохранителями. Выключатели должны быть установлены вне склада. Склады без такого освещения не разрешаются. В склады должна быть проведена вода. Окна и двери склада должны открываться наружу, а двери должны быть с обеих сторон обиты железом. Обслуживание складов допускается только лицами, достигшими 21летнего возраста.

4. В складах при магазинах и конторах допускается хранение кинематографических лент не свыше 20000 метров.

Для хранения 20000 метров целлулоидных лент подвал должен быть емкостью не менее 5 куб. саж.

5. Целлулоидные ленты в складах при магазинах и конторах должны храниться в металлических коробках емкостью не более 1/2 куб. арш. каждая (1 х 1 х 0,5 арш.).

_________________________ 308

 

Читать далее
Подняться к началу

309-311


6. Хранение целлулоидных кинематографических фильм до 200000 метров дозволяется в специальных складах, устроенных из несгораемых материалов, с таким же полом и легким несгораемым перекрытием, в самостоятельной постройке с разрывом в 10 саж. от соседнихстроений и жилья. Подобного рода склады должны иметь окна на высоте не менее 3 арш. от земли и двери, обитые железом. Двери и окна должны отворяться наружу. В складе возбраняется устраивать отопление и освещение, и доступ в склад дозволяется только лицам не моложе 21 года и при дневном свете. На складе должны быть достаточных размеров вытяжные и приточные каналы, устроенные таким образом, чтобы в них ничего нельзя было забросить.

Примечание. Устройство специальных складов для хранения целлулоидной кинематографической ленты от 20000 до 200000 метров длиною должно удовлетворять требованиям ст.ст. 742 — 765 Уст. Горн. т. VII Св. Зак. изд. 1900 г.

7. В помещениях, указанных в пп. 3 и 6, воспрещается курить, входить с огнем и вообще иметь открытые огни.

Председатель Техническо-Строительного Комитета Л. Новиков.

 

Приложение №2

 Декрет о переходе фотографической
и кинематографической торговли и промышленности
в ведение Народного Комиссариата по Просвещению

1. Вся фотографическая и кинематографическая промышленность, как в отношении своей организации, так и для снабжения и распределения относящихся сюда технических средств и материалов, передается на всей территории РСФСР в ведение Народного Комиссариата по Просвещению.

2. Для этой цели Народному Комиссариату по Просвещению предоставляется право: а) национализации по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства как отдельных фото-кино предприятий, так и всей фото-кино промышленности; б) реквизиции предприятий и фото-кино товаров, материалов и инструментов; в) установления твердых и предельных цен на фото-кино сырье и фабрикаты; г) производство учета и контроля фото-кино торговли и промышленности путем издания всякого рода постановлений, обязательных для предприятий и частных лиц, а равно и для советских учреждений, поскольку они имеют отношение к фото-кино делу.

Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин)
Упр. делами Совета Народных Комиссаров
Влад. Бонч-Бруевич

Секретарь Л. Фотиева
Москва, Кремль
Августа 27 дня 1919 г.

_________________________ 309

 

 Приложение №3

 «О кино-театрах»
Обязательное постановление

На основании постановления Всероссийского Фото-Кино Отдела Наркомпроса от 8 мая [1921 г.] за №93 Пензенский Губернский Фото-Кино п/отдел Губполитпросвета ставит в известность все учреждения и предприятия губернии, что НИ ОДИН КИНОТЕАТР НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В КАКИХ БЫ ТО НИ БЫЛО ЦЕЛЯХ без санкции Губ. Фото-Кино п/отдела, причем право на сохранение кино-театров для использования их в целях кино принадлежит в губернии исключительно Фото-Кино п/отделу Губполитпросвета.

Вместе с сим на основании постановления того же В.Ф.К.О. от 17 апреля

[1921 г.]... п/отдел предлагает всем учреждениям и предприятиям губернии, в ведении которых находятся кино-театры, немедленно зарегистрировать таковые в п/отделе, Интернациональная, 26, по прилагаемой анкете, кому бы кино-театры не принадлежали.

Не зарегистрированные кино-театры до 1-го августа 1921 г. автоматически будут закрываться.

Город, село

1) Кому принадлежит театр.

2) Какой системы аппарат.

3) Какой свет в аппарате и откуда берется энергия.

4) Количество мест в театре.

5) Имеются ли запасные аппараты и части.

Подпись лица, дающего сведения, и его настоящее место службы.

 Предгубисполкома А. Шведов
Зам. зав. Губотнаробразом А. Знаменский
Врид. зав. Губполитпросветом Я. Харитонов
Зав. Губ. Фото-Кино п/отделом Косматов
(Опубликовано в приложении к газете

«Красное знамя» №169 от 30 июля 1921 г.).

 

Приложение №4

 Обязательное постановление об объединении фотокиноработы

 На основании постановления Пензенского Губполитпросвета от 13 декабря 1921 года за № 38 об единении всей фотои киноработы губернии единым органом Фотокиноотделением Губполитпросвета настоящим Пензенский Губисполком постановляет:

_________________________ 310

1) Все кино-театры и фотографии губернии, кому бы таковые ни принадлежали, находятся в непосредственном подчинении Фотокиноотделения Губполитпросвета как в смысле контроля, так (и) регулирования работы в губернии.

Примечание 1-е: Фото и кинопредприятия, принадлежащие «Учкультрану», снабжающиеся предметами и материалами Фотокиноотделением и территориально совпадающие с данной губернией, также подчиняются во всех отношениях Фотокиноотделению Губполитпросвета.

Примечание 2-е: Воспрещается фотокинодеятельность кооперативным организациям, [иначе] как в целях политическо-просветительной деятельности.

2) Все учреждения, предприятия, профессиональные организации, фабрики и заводы, имеющие у себя фото и кино предметы и материалы, должны дать о таковых сведения в Фотокиноотделение, Интернациональная, 26, а уезды через Уфотокиноотделения Уполитпросветов не позднее 10 января 1922 года.

3) Для поддержания и развития фотокинодеятельности в губернии все средства (за исключением расхода по предприятию), получаемые с фото и кинопредприятий, поступают в распоряжение Фотокиноотделения.

4) Открытие новых фото- и кинопредприятий, переделка и перемещение фото- и киноаппаратов и машин производится исключительно с разрешения Фотокиноотделения.

5) Контроль над репертуаром кино-театров осуществляется Губфотокиноотделением и Художественно-репертуарной комиссией Художественного отдела Губполитпросвета.

Неисполнение постановления влечет за собой предание суду ответственного руководителя данного учреждения как за срыв реорганизации фотокинодела в Республике.

Настоящее обязательное постановление входит в силу с 1 января 1922 года.

Предгубисполкома А. Богородицкий
Зав. Губполитпросветом Харитонов
Зав. Губфотокиноотделением Косматов

* * *

«Пензенская Губернская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности настоящим заявляет, что все типографии, фотографии, книго-издательства, картографические заведения и кино-театры как существующие ныне, так и впредь открываемые в недельный срок со дня опубликования настоящего объявления должны зарегистрироваться в Военной Цензуре Печати VI-го Отделения Губчека (Интернациональная, дом №3, кв. 1, комната 3, бывшее помещение Горнаробраза). Для осуществления регистрации указанные предприятия обязаны доставить в VI-е Отделение ЧК следующие сведения:

1) Наименование предприятия и род его, т.е. государственное, кооперативное или частное.

2) Местонахождение предприятия.

_________________________ 311

 

Читать далее
Подняться к началу

312-314


3) Фамилия, имя, отчество и адрес владельца или заведующего.

Неисполнение сего повлечет привлечение виновных к законной ответственности.

Предгубчека Мартынов
Нач. 6 Отделения Гуревич
Нач. Воен. Ценз. Печати Булычев

 (Опубликовано в газете «Трудовая правда» №12 от 15 января 1922 г.).

 

Приложение №5

 Обязательное постановление Пензенского ГИК № 89

На основании постановления ВЦИК и СНК от 22 июня 1922 г. («Известия ВЦИК» № 139 от 25 июня 1922 г.) о введении на усиление местных средств Исполкомов налога с публичных зрелищ и увеселений... Пензенский Губисполком постановляет:

1) Ввести в губернии со дня опубликования настоящего постановления налог с платных публичных зрелищ и увеселений путем особой доплаты к цене продаваемых билетов в следующих размерах: а) к цене билетов на симфонические и ораторные исполнения, в драматические театры, детские театры, оперные (и комическая опера), балетные театры и художественные выставки

— 5 проц.; б) к цене билетов на концерты, на литературные и музыкальные вечера и утра — 10 проц.; в) к цене билетов на спортивные состязания, в цирки и механические театры (кроме кинематографов) — 15 проц.; г) к цене билетов в кинематографы — 25 проц.; д) к цене билетов на зрелища легкого жанра (оперетта, кабаре и т.п.) без столиков — 50 проц. и е) к цене билетов на зрелища легкого жанра со столиками, а также на бега, скачки и им подобные состязания, общественные игры, на танцевальные вечера и маскарады — 100 проц.

2) Платежу означенного налога не подлежат: а) музеи, отдельные зрелища, устраиваемые в школах, казармах, больницах, приютах и тюрьмах, для учащихся, красноармейцев, больных, призреваемых и заключенных; б) отдельные зрелища, имеющие агитационно-пропагандистское, политико-просветительное и художественно-показательное значение; в) отдельные зрелища, устраиваемые самодеятельными художественно-просветительными организациями и имеющие опытно-показательный или отчетный характер; г) закрытые вечера, устраиваемые фабрично-заводскими организациями и профессиональнымисоюзами для своих членов.

3) Администрации постоянных театров и устроителям временных публичных зрелищ и увеселений вменяется в обязанность взимать означенный налог одновременно с продажею билетов, проставляя как на самих билетах, так и на корешках билетных книжек кроме основной цены билета сумму взысканного местного налога.

_________________________ 312

4) Собранные суммы в уплату налога администрацией постоянных театров и устроителями временных и разовых зрелищ и увеселений не позднее следующего за представлением дня сдаются при особом платежном объявлении непременно в кассу финотдела, в местные средства подлежащих исполкомов. Получаемые из финотделов квитанции о взносе сумм налога хранятся как оправдательные документы.

...5) Устроители кратковременных и разовых публичных зрелищ и увеселений обязаны предварительно продажи билетов зарегистрироваться в местном отделе управления и получить в том удостоверение, а также и проштемпелевать билетную книжку с проставленными ценами как на самих билетах, так и на корешках, и заверить ее подписью заведующих отделами управления.

...7) Ответственные устроители платных зрелищ и увеселений, допустившие посетителей вовсе без взимания налога или с уплатой такового в меньшем против установленного размере, подвергаются денежному взысканию в 20 раз против установленной ставки налога или против разницы между следуемым и уплаченным налогом. Виновные в несвоевременной сдаче собранных сумм налога в кассы финотдела... подвергаются денежному взысканию в размере до 5000 рублей образца выпуска 1922 года (254)...

Предгубисполкома Филатов
Зав. Губфинотделом Семин

(Опубликовано в газете «Трудовая правда» №162 от 18 июля 1922 г.)

 

Приложение №6

 Обязательное постановление № 28
Пензенского губисполкома
«О порядке открытия кино-театров
и контроле над распространением кинокартин»

В соответствии с постановлением СНК от 19 декабря 1922 года Пензенский губисполком постановил:

1) Предоставить исключительное право проката кинокартинпо губернии пензенскому отделению Госкино.

2) Обязать представителей частных кинофирм и частных лиц распространение кинокартин производить исключительно после предварительного осмотра цензурной комиссией при ГубОНО, а открытие новых кинотеатров производить с разрешения губотдела управления, по соглашению с ГубОНО. Такое же разрешение должно быть в месячный срок получено соответствующими кинотеатрами.

_________________________ 313

3) Предложить органам милиции и местной цензуре вести строгий контроль над имеющимися в районах их действия как частными, так и государственными кинотеатрами с тем, чтобы в них не могли демонстрироваться картины без накладных Госкино и разрешения цензурной комиссии.

Лица, виновные в нарушении настоящего постановления, подлежат ответственности по ст.ст. 136 и 22(4) Уголовного Кодекса, а незаконно демонстрируемые кинофильмы подлежат конфискации.

Предгубисполкома Шнейдер
Секретарь ГИК Богородицкий

 (Опубликовано в газете «Трудовая правда» №61 от 20 марта 1923 г.)

 

Приложение №7

 «О регистрации кино-предприятий и кино-театров»

 На основании постановления СНК от 19 декабря 1922 года, ст. 18 и 19 инструкции Наркомвнудел и Наркомпроса от 27 февраля (19)23 г. о применении названного постановления СНК, изменения к ней от 17 августа (19)23 года за № 258, постановления Народных Комисаров — Внудел, нар. просвещения и юстиции от 12 октября (19)23 года и согласно отношений Саратовского районного отделения «Госкино» за №№605 и 338, административный отдел ГИК в порядке надзора за деятельностью кино-предприятий и кино-театров настоящим предлагает всем заведующим производственными кино-предприятиями, арендаторам, зав(едующим) или владельцам кино-театров, находящихся в городе Пензе, в недельный срок зарегистрировать таковые в адмотделе ГИК (Интернациональная, 39) путем предъявления договора с Госкино на право проката кино-лент, лиценза на право демонстрирования картин, разрешительной цензурной карточки главлита и предъявления следующих сведений:

а) точный адрес предприятия; б) мощность оборудования предприятия; в) сведения о владельце или ответственном лице предприятия — фамилия, имя и отчество, адрес, служебное положение с 1914 года.

В будущем представлять в адмотдел к каждому 15 и 1 числу следующего за истекшим месяца сведения по нижеследующим формам:

I.      1) №№ и сроки удостоверений главлита, Госкино и адм. п/отдела.

2) Наименование картин.

3) Метраж.

4) Сюжет.

5) В какой местности разрешена картина к постановке и какого числа ставилась таковая.

II. К каждому 1 числу следующего за отчетным месяца:

1) Наименование города.

2) Наименование театра.

_________________________ 314

 

Читать далее
Подняться к началу

315-317


3) Район театра (рабочий, центральный).

4) Театров (функционирующих и не функционирующих).

5) Количество мест в театрах (1, 2, 3 и лож).

6) В чьем ведении театры.

7) Оборудование театров.

8) Причины закрытия и открытия театров.

9) Адрес театра.

10) Кем эксплуатируется театр.

11) Цена билетов (мест — 1, 2, 3 и лож).

12) Месячный приход и расход театра.

13) Месячная посещаемость театра.

14) Месячная выручка театра (валовая) за вычетом налогов.

15) Месячная прибыль или убыток театра.

16) Все театры дали (прибыль, убыток).

17) Годовая выручка театров (приход, расход — прибыль, убыток).

18) Количество программ и их стоимость в месяц в одном театре.

19) Месячный расход по театру, исключая прокат.

20) Месячная стоимость программ проката.

21) Количество театров на 1 января (19)24 года (открылось, закрылось).

22) Общая валовая выручка всех театров одним месяцем.

Примечание 1-е: 1-ю присылку сведений приурочить к 1-му августа с.г.

Примечание 2-е: Регистрацию кино-предприятий и кино-театров, а равно контроль и наблюдение за таковыми производит у[ездный отдел] милиции.

Одновременно с тем ставится в известность, что для осуществления фактического надзора за кино-предприятиями и кино-театрами адмотделом назначены специальные лица, которых надлежит беспрепятственно допускать во все кино-театры и кино-предприятия для осуществления своих полномочий, по первому их требованию предъявлять разрешительные документы, давать справки, объяснения и т.п. Виновные в неисполнении сего будут привлечены к законной ответственности.

Пом. нач. админ. отдела Пенз. ГИК Филимонов
Нач. общ. отделения Окунев

(Опубликовано в газете «Трудовая правда» №166 от 24 июля 1924 г.)

 

Приложение №8

Обязательное постановление Пензенского ГИК
№121 от 6 октября 1925 г.
«О порядке открытия и содержания театров, цирков, кинематографов и других мест увеселений или общественных собраний»

В целях установления мер противопожарной охраны Пензенский Губисполком постановляет:

_________________________ 316

1) Обязать всех ответственных съемщиков, арендаторов и владельцев зданий и помещений, предназначенных для многолюдных собраний, как-то: театров, цирков, кино и проч., ежегодно, не позже как за 2 недели до начала сезона или фактического открытия, подавать соответствующее заявление для обследования в пожарном отношении в Пензе в пожарный отдел ГКО, а в уездах пожарную часть общего отдела УИК.

2) Поручить пожарному п/отделу ГКО и уездным пожарным частям общих отделов УИК по получении указанного в пункте 1-м заявления производство обследования зданий или помещений через особую пожарно-техническую комиссию: в Пензе из представителей управления губинженера, пожарного п/отдела и адмотдела, в уездах — техника местхоза, инструктора или брандмейстера и у[ездного отдела] милиции, в селениях — предсельсовета, начальника добровольной дружины и милиции, на фабриках и заводах — техника, начальника пожарной охраны и милиции.

Указанные комиссии по обследовании выносят свое заключение о возможности или невозможности допустить функционирование театра, кино или др. мест общественных собраний в осмотренном здании с точки зрения пожарной безопасности.

Примечание: В случае положительного заключения указанной комиссией выдается соответствующее удостоверение, которое и представляется органам, ведающим выдачей разрешений на открытие соответствующих учреждений и предприятий.

3) Подлежащие удостоверения выдаются сроком на один год или сезон для летних помещений. О передаче театра, клуба, кино и т.п. от одного учреждения или лица другому всякий раз сообщается в пожарныйп/отдел в г. Пензе или в уездах в пожарную часть, которые и делают в выданных удостоверениях соответствующие отметки или заменяют новым.

4) Открытие и функционирование театров, цирков, кинематографов и др. общественных собраний без предварительного осмотра пожарно-технической комиссией воспрещается.

5) Все требования и распоряжения пожарно-технических комиссий являются неукоснительно обязательными для администраций всех театров, цирков, кино, клубов и т.п.

6) Предоставить пожарно-техническим комиссиям право выносить постановления о временном закрытии или приостановке действий тех театров, цирков и проч. мест общественных собраний, функционирование которых в данном здании или помещении представляет опасность в пожарном отношении, впредь до приведения помещений в надлежащее состояние, а также устанавливать норму пожарной охраны для каждого театра, цирка и т.п. с обязательной уплатой за каждого пожарного по 60 коп. в день.

7) Предложить пожарно-техническим комиссиям проследить выполнение настоящего обязательного постановления, и должностных лиц, виновных в его нарушении, привлекать к ответственности в дисциплинарном или судебном порядке, а частных лиц в административном, в виде наложения взыска-

_________________________ 316

ния до 300 руб. или назначения на принудительные работы сроком до трех месяцев.

За предгубисполкома — Кочуков
За секретаря ГИК — Перминов

(Опубликовано в газете «Трудовая правда» №238 от 17 октября 1925 г.)

 

Приложение № 9

Даешь комсомольца в Ристаловку!

На 12 тысяч жителей ни одного комсомольца.
Вызов съемочной группы кино-картины «Генеральная линия» —
активу комсомола.

Тов. С. Эйзенштейн — талантливый кинорежиссер, постановщик известных картин «Броненосец «Потемкин», «Октябрь» и др. Сейчас он работает над большой кинофильмой «Генеральная линия». Для засъемки некоторых кадров «Генеральной линии» Эйзенштейн выезжал в наш округ.
Мы печатаем его впечатления от этой поездки.

«...От Пачелмы до Невежкина 20 верст.

Посредине крест.

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

И ниже:

«Здесь убит бандитом гражданин села Вороны Н.П. Суздальцев, 12-го мая 192...»

Тысяча девятьсот двадцать... неужели восьмого? Нет! Краска облупилась — третьего.

Полегчало.

Однако, спим. Третья ночь в Невежкине. Название от невежества. Кругом: «Разворуй», «Никольский Поим». Названия не двусмысленны. Названия — «буквальны». Там разворовали... А тут поймали... «Ристаловку». Должно быть, тоже...

А людей не так уж мало. Село Невежкино насчитывает 12 тысяч жителей.

10 верст в округе. При шести партийцах. Трех церквах. И ни одном комсомольце. Была одна — да в кандидаты вышла и в Поим уехала.

Город. Город как будто и не существует. Двадцать верст до железнодорожной станции Пачелмы, а за три недели ни одной газеты не дошло.

Мануфактурного кризиса нет. Не от избытка, а от того, что домоткаными ходят.

Мужики город видали. Бабы — нет. Видали только те, которым от 25 до 40 лет. На войну к мужьям на побывку ездили. Немного повидали.

_________________________ 317

 

Читать далее
Подняться к началу

318-320


А остальные смеются: как так, лестница во «второй этаж» — разве поверх друг друга живут?

Не мудрено, что при нашем приезде поднялась паника. Аппарат спугнул? Зеркала? «Горожане»? Ничего подобного — перчатки! Обыкновенные кожаные, но под ними померещились бабам (даже писать неловко) — «крючья Антихристовы»! И... ну бежать!

Сняли перчатки — успокоились. Даже сниматься начали!

Вообще же для Невежкина город — это... водка.

Водка безраздельно хозяйничает в кооперативе и в трех его отделениях.

Не кооператив, а прямо «казенка». [...]

Целыми днями кружатся вокруг кооперации. Как же! Помилуйте! — контрактация: по восьми рублей на десятину выдали. Большое дело! И... к вечеру пропито дотла.

Впрочем, не все кампании проходят так популярно.

Еду с крестпомовцем Сидоркиным. В чем дело?

А это во всех пунктах сходы назначены по займу индустриализации.

Контрактация прошла оживленнее.

Да разве одного крестпомовца на двенадцать тысяч хватит! Да еще на десяток пунктов на десять верст?!

Район не электрифицирован и не индустриализирован. Зато пензенская газета обозначает: сей район на девяносто процентов... сифилицирован.

На 90 проц. А каждая «улица» — все эти Лягушовки, Самодурихи, Покосы — каждая свою «ластиху» имеет. За пару курьих яиц любого приобщит «к проценту»!

«Серые мы. В грязи завязли»... Скулят. Опять-таки выражение не «образное»: дворы действительно навозом завалены по горло.

«Когда же на поле повезете?» Злой смех... «Что ж, я унавожу, а через два года передел. Так «ен» землю возьмет, а мне — шиш?» — всклокоченной бородой, с ненавистью, мотает на соседнюю хату.

Земельные переделы. Земли много (район многоземельный), а толку мало. Семейные разделы ведутся со смаком, глотку перегрызть готовы, а пока... поперечной пилой избу поперек пилят — отец и сын! Хоть бы на венцы сруб разделили. Так нет! Из принципа! Пополам: каждое бревно надвое!

И стоит изба безбокая и открытым зевом таращится на пол-навеса коровника. А, удаляясь, скрипит телега о двух колесах (два оставлено!), уволакивая перепиленные бревна — погубленный лес.

А старик сидит: «срамно» глядеть — декорация не декорация, балаган и печкой наружу!

Невежкинцы... Разворуевцы... Поимовцы... Лягушевцы... Возьмите список населенных пунктов Союза и ведите список дальше и дальше. На десятки верст кругом Невежкина и на тысячи верст вокруг этого круга.

Зеленеют участки целины, а контрактационные денежки пропиты. И все же земля тужится, тужится и приносит, дает все, что может дать.

_________________________ 318

Так неужели же нельзя копнуть до глубины и эту черноту?! Перевернуть эту темень!

Ни судами, ни взысканиями, ни законами, ни декретами тут «не взять».

Только здоровый, ярый, молодой актив сможет сдвинуть и перевернуть этот тысячепудовый пласт старого мира.

У нас этих ребят миллион. Миллион буквальный. Много!

Но сделайте разверстку им по бесчисленным Невежкиным, Воронам, Ристаловкам!

И... на 12 тысяч жителей ни одного комсомольца!

Нельзя так!

Комплектуйте ряды комсомола!

Вызываем от имени съемочной группы «Генеральной линии» актив комсомола: даешь крепкую комсомольскую организацию в Поимскийрайон Пензенского округа!

Даешь комсомольца в Ристаловку!

С. Эйзенштейн».

(Опубликовано в газете «Трудовая правда» №237 от 13 октября 1928 г.
Приводится с незначительными сокращениями)

 _________________________ 319

 

Библиографический список

Книги

Барыкин Е. М. «Саратовский кинословарь», М., «Дубль-Д», 1996.

«Все о Пензе», Пенза, 1998.

«Вся Самара. Адресно-справочная книга», 1925.

Гардин В. Р. «Воспоминания», М., «Госкиноиздат», 1949.

«Год за годом. Хроника важнейших событий общественной жизни Пензенской области за 50 лет», Саратов — Пенза, 1967.

Годин В. С. «Улицы Пензы», Саратов, Приволжское книжное издательство, Пензенское отделение, 1983.

Голдобин А. «Кино на территории СССР (по материалам провинциальной прессы)», М., ГИЗ, 1924.

Гордийчук И. Б., Пелль В. Г. «Справочник кинооператора», М., «Искусство», 1979.

«Звезды немого кино» (сост. В. Головской), М., «Искусство», 1968.

«Из истории области. Очерки краеведов», вып. 1, Приволжское книжное издательство, Пензенское отделение, 1989.

«Из истории кино. Документыи материалы», М., «Искусство», 1965.

Ильшевич Н. А. «Практический курс кинематографии. Необходимый спутник механика, владельца театра, съемщика и т.п.», Петроград, изд-во Г. В. Гольстена, 1916.

«История советского кино (1917 — 1967)», М., «Искусство», 1969 — 1973, тт. 1, 2.

«Кинематограф, его происхождение, устройство и значение» (сост. К. Ц. Нельсон), Петроград — Москва, изд-во товарищества М. О. Вольф, 1914.

«Кинословарь», М., «Советская энциклопедия», 1966 — 1970, тт. 1, 2.

«Кино: Энциклопедический словарь», М., «Советская энциклопедия», 1987.

Козинцев Г. М. Собрание сочинений в 5 т., Л., «Искусство», 1983-1986.

«Комики мирового экрана» (сост. В. Головской), М., «Искусство», 1966.

Кузнецов Е. М. «Из прошлого советской эстрады», М., «Искусство», 1958.

Михайлов В. П. «Рассказы о кинематографе старой Москвы», М., «Материк», 1998.

Монтегю Айвор. «Мир фильма», Л., «Искусство», 1969.

«Настольный энциклопедический словарь т-ва Бр. А. и И. Гранат и Ко», издание 5-е (1901).

«Парад-алле» (сост. Е.Д. Уварова), М., «Искусство», 1989.

«Под цирковым шатром. (К 100-летию Саратовского цирка)», Саратов, Приволжское книжное издательство, 1973.

Савин О. М. «Пенза музыкальная», Пенза, 1994.

Садуль Жорж. «Всеобщая история кино», М., «Искусство», 1958 — 1982, тт. 1 — 4. Соболев Р.П.

«Люди и фильмы русского дореволюционного кино», М., «Искусство», 1961.

Соколов И. В. «История изобретения кинематографа», М., «Искусство», 1960.

Теплиц Ежи. «История киноискусства». М., «Прогресс», 1968, т. 1.

Уварова Е. Д. «Эстрадныйтеатр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917 — 1945)», М., «Искусство», 1983.

Форестье Луи. «Великий немой (Воспоминания кинооператора)», М., «Госкиноиздат», 1945.

«Цирк. Маленькая энциклопедия» (авторы-составители А. Я. Шнеер, Р .Е. Славский), М., «Советская энциклопедия», 1979.

«Яков Протазанов. О творческом пути режиссера», М., «Искусство», 1957.

 Журналы

«Искусство кино», 1995, № 4.

«Советский экран», 1929, № 15.

_________________________ 320

 

Читать далее
Подняться к началу

Прим.

 

Примечания:

254 В обязательном постановлении Пензенского ГИК №64 от 19 июня 1923 г., дополняющем положения о взимании местного налога со зрелищ и увеселений, сумма штрафа была установлена в 100 руб. золотом. Там же уточнялось: «Если одно и то же зрелище может быть отнесено к двум или нескольким группам, то налог должен взыскиваться по той группе, для которой установлена высшая ставка налога, и никакое дробление местного налога в зависимости от составных частей публичного зрелища или увеселения не допускается».

 

 


vinietka-10

 

 

 

 

==================================================
Читать далее:
Хронология основных событий
________________________________________
В оглавление.
==================================================

 

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET