Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Пенза на экране 

 

«Тов. С. Эйзенштейн — талантливый кино-режиссер, постановщик известных картин «Броненосец «Потемкин», «Октябрь» и др. Сейчас он работает над большой кино-фильмой «Генеральная линия».

Для засъемки некоторых кадров «Генеральной линии» Эйзенштейн выезжал в наш округ...»

«ТП» № 237 от 13 октября 1928 г.

«Много интереснее и убедительнее сделана первая часть картины — старая деревня... Сцены, изображающие тяжелую, почти звериную борьбу человека с природой, полны большой художественной выразительности. Нельзя забыть кадров, изображающих измученных людей, на своих плечах пашущих упорную, сопротивляющуюся землю. Бедность и убожество отдельных разрозненных деревенских хозяйств встает во всей своей неприглядности...»

Из рецензии на фильм «Старое и новое» («Генеральная линия»),
«ТП»
№ 263 от 17 ноября 1929 г.

 

Именно такой увидели пензенскую деревню сотни тысяч зрителей по всему Советскому Союзу после того, как отдельные эпизоды из жизни и быта пензенских крестьян, заснятые киноэкспедицией С. М. Эйзенштейна, вошли в его картину «Старое и новое» (не самую удачную, но тем не менее ставшую уже классикой мирового кинематографа). Однако это вовсе не означает, что до 1928 года пензенские края ни разу не были запечатлены на кинопленке. Были, и неоднократно.

Ранее уже упоминалось о короткометражной картине «На пензенской дешевке», показывавшейся в электротеатре «Экспресс» летом 1908 г. Если считать отображением местных реалий и экранизацию книг, таковые реалии описывающих, то перечень «пензенских» картин может пополнить, например, фильм «Вадим, или Раскаты Пугачевской грозы» (по М. Ю. Лермонтову), вышедший на пензенские экраны в начале ноября 1909 г. Однако более подходящий кандидат — «серия картин собственных снимков «Эдисон-театра» «Жизнь Пензы», упомянутая в рекламе «Эдисона» 27 февраля и 1 марта 1914 г.

_________________________ 212

«Жизнь Пензы» демонстрировалась сверх программы и наверняка занимала одно из первых мест среди картин, показывавшихся по желанию публики (192). Отдельные хроникальные сюжеты снимались кем-то из работников «Эдисона» и ранее. Например, в заметке об открытии электротеатра 28 октября 1910 г. упоминался сюжет «Пожар в Пензе», сопровождавшийся при показе оригинальными звуковыми эффектами:

«...Слышен звук падающих бревен, разбитого стекла, шипящей струи пожарной трубы и грохот скачущего пожарного поезда»

(«ПГВ» № 233 от 31 октября 1910 г.).

В 1921 г. на экранах города демонстрировалась видовая картина «Панорама г. Пензы» (в 1924 г. остававшаяся в наличии на складе Пензенского отделения Госкино). А в «ТП» № 5 от 6 января 1922 г. сообщалось:

«...Управление Стекольной промышленностью, желая ознакомить местное население с производством стекла на заводе (государственном Никольско-Бахметьевском стекольно-хрустальном заводе быв. князя Оболенского, ныне — завод «Красный гигант» в г. Никольске. — О. С.), озаботилось получением фильмы и все производство стекла на заводе будет продемонстрировано... 8-го января, в театре «Олимп»...»

О производственной кинохронике, снимавшейся в Пензенской губернии в 1925 г., уже говорилось. В том же 1925 г. было решено во время пребывания в Пензе самолета «Юнкерс», совершавшего под эгидой Общества друзей Воздушного флота агитационный полет по России,

«заснять для кино-фильмы один из взлетов и несколько картин из жизни Пензенских заводов, фабрик и предприятий, по соглашению с уполномоченным ОДВФ СССР при полетах...»

(ООПФ ГАПО, ф. 36, оп. 1, д. 932, лл. 27, 28).

Вышедшая в том же году хроникальная картина «Пенза на экране» (уже упоминавшаяся), как отмечалось, была

«чрезвычайно ценна удачными моментами, которые выбраны для засъемки... После того, как эти кино-странички увидят экраны уездных кино и кино-передвижек — им место в архиве Истпарта»

(«ТП» № 146 от 29 июня).

Несмотря на то, что

«самое выполнение кино-хроники проведено оператором Пролеткино не совсем удачно. При тех образцах, которые дает ныне московская кино-хроника, в пензенской картине есть места почти кустарные: неумелое использование света, неумение схватить яркую массу, увлечь глаз зрителя...»

При всех недостатках (включая два-три дефекта в надписях, длинноты и обилие цифр в эпизоде с докладом предгубплана Архангельского о хозяйственном положении губернии) было признано:

«В общем же картина очень хорошая... особенно на фоне той дребедени, которая сейчас преподносится во всех пензенских кино...»

Однако самым крупным кинособытием местного масштаба в 1925 году стала постановка художественной кинокартины на «деревенскую» тему. Сюжет фильма по предложению Саратовского отделения «Пролеткино» был разработан пензенским журналистом Петром Осиповичем Никишиным:

_________________________ 213

«...Тов. Никишиным составлен сценарий для кино-ленты, рисующей быт и нынешние настроения деревни. Сценарий будет заснят после обсуждения и окончательного редактирования его агитотделом Губкома РКП совместно с ответработниками, имеющими отношение к работе в деревне»

(«ТП» № 162 от 18 июля 1925 г.).

Сценарий картины, получившей название «Кто кого?», был окончательно утвержден и рекомендован к воплощению через две недели. Один из коллег Никишина не без гордости заявлял:

«...Предварительная читка сценария показала, что пензенская картина по своему содержанию будет гораздо интереснее и правдивее многих крестьянских картин, выпущенных за последнее время государственными фабриками. На фоне борьбы двух сил в деревне (их олицетворение — с одной стороны Левка-селькор, с другой — кулак Хапов) автором сценария тов. Никишиным дано много бытовых деревенских сцен, показана работа различных губернских учреждений, объяснено, какими путями надо идти к новому хозяйству, где что достать и т.д. Эта кино-лента будет самым лучшим агитатором в нашей деревне. Пензенское крестьянство встретит ее с благодарностью и, можно сказать заранее, крепко запомнит все, что пройдет у него перед глазами. «Кто кого?» — наш первый «киноагитатор в 1500 метров»... Саратовскому отделению Пролеткино, взявшемуся за выпуск картины, необходимо будет приложить все старания к тому, чтобы местное кино-производство завоевало себе полное пра- во на дальнейшее развитие»

(«ТП» № 171 от 29 июля 1925 г.).

1 августа было сообщено, что киносценарий

«прошел все последние инстанции утверждения и принят окончательно, после небольших поправок. Целый ряд хоз. органов и губернских учреждений приняли участие в составлении основного денежного фонда, который потребуется на расходы по съемке картины. Впоследствии, когда картина пройдет на местном экране, а также в центре, взносы учреждений будут покрываться из вырученных сумм. Успешное использование первой местной кино-картины (которая является первой и вообще для всей провинции) позволит в дальнейшем выпустить ряд новых кино-фильм. Надобность в этом была отмечена на одном из последних обсуждений кино-сценария...»

(«ТП» № 174 от 1 августа).

На местный успех картина была явно обречена:

«Многие пензенские учреждения будут засняты в натуре. Актеры (главным образом, московские) будут исполнять лишь некоторые роли. В массовых сценах будут участвовать пензенские крестьяне».

К середине августа техническая подготовка к съемкам закончилась. Одиннадцатого числа в Пензу прибыла съемочная группа: артисты 3-й Московской кинофабрики «Пролеткино» («ставящей исключительно картины из крестьянской жизни») М. А. Касимова, А. Ф. Круглова, А. Г. Усольцев-Гарф, А. П. Торбеев, Е. С. Петров (он же режиссер), ответственный постановщик С. И. Краснов (он же заведующий сценарной комиссией Саратовского отделения «Пролеткино»), оператор В. Н. Беляев. 13 августа экспедиция выехала на съемки в деревню, взяв с собой кинопередвижку для демонстрации фильмов крестьянам. По планам, картина должна была быть смонтирована в первых числах сентября, в середине

_________________________ 214

того же месяца пройти первым экраном в Москве, а затем уже демонстрироваться в регионах, в первую очередь в Пензе и Пензенской губернии.

Съемки на натуре производились близ станции Белинская. Придуманное сценаристом село Зеленино изображало село Варежка Нижнеломовского уезда. Киноэкспедиция засняла много бытовых подробностей и моментов, массовые сцены сходов и торгов с участием почти всех сельчан, прибытие в село трактора (трактор действительно появился в Варежке впервые). Постановкой руководил С. И. Краснов. Сельскохозяйственная артель, которую кинематографисты избрали своей базой, предоставила в их распоряжение помещение, транспорт и необходимый инвентарь, а часть артельщиков приняла участие в съемках, играя эпизодические роли. Одну из ролей (кулака Хапова) сыграл приглашенный артист пензенской театральной труппы А. Георгиевский. Кадры «новой деревни», крепкого кооперативного товарищества «Универсал» села Каменка того же уезда, дополнили общую картину. Затем экспедиция вернулась в Пензу для съемок «городской» части, поскольку по ходу действия главные герои фильма попадали на городской базар, в Дом крестьянина, в губернское общество сельхозкредита, сельхозсклад и даже в редакцию газеты «Новая деревня».

Кстати, актеры Петров и Усольцев-Гарф, входившие в московскую Ассоциацию революционной кинематографии (АРК), намеревались выступить в городе с рядом докладов о целях ассоциации, а Усольцев-Гарф, исполнявший в фильме роль Левки, дал корреспонденту «Трудовой правды» небольшое интервью о положении дел на «кинофронте».

Сроки монтажа и выпуска фильма на экран саратовцы определили в полтора месяца. Общественный просмотр первой пензенской крестьянской кинокартины состоялся 23 ноября в кино «Смычка» при Доме крестьянина. Как отмечала газетная заметка,

«...зал был полон. Картина смотрелась с напряженным вниманием. А когда Хапова скрутили, зрители не удержались от рукоплесканий»

(«ТП» № 271 от 26 ноября).

Характерно, что в заметке и речи не велось о художественных достоинствах картины (хотя было и пожелание:

«...Надписи на картине надо бы сделать крупнее и отчетливее, а также проще и понятнее объяснить, как остался жив Левка» (193)).

Ведь «главная ее цель — показать крестьянам, как

_________________________ 215

кооперативным путем они могут укрепить свое хозяйство и выбраться из сетей нищеты и кулацкой кабалы. В картине показано, с чего надо начать крестьянам, где достать кредит, сельскохозяйственные машины, какие выгоды дает машинизация сельского хозяйства, как выручает крестьян дружная спайка... Главное же в ней — подлинная натура, та пензенская деревня, которой мы не видели ни в одной из кинокартин, претендующих быть крестьянскими...»

«Кто кого?» оставалась в прокате несколько лет, демонстрируясь в основном в уездных киноточках и кинопередвижками. Экземпляр первой пензенско-саратовско-московской кинокартины, возможно, и сейчас хранится в Госфильмофонде РФ.

Немного — о дальнейшей судьбе некоторых участников этого проекта, упоминания о которых встречаются в пензенской прессе.

Автор первого в истории Пензы киносценария Петр Никишин, уроженец села Долгоруково Сердобского уезда Саратовской губернии (теперь — Пензенской области), участник партизанской борьбы с Колчаком в Алтайском крае, сельский учитель, агитатор и журналист, досконально знавший все стороны газетной работы, делегат первого Всероссийского съезда журналистов (1921 г.), автор брошюры «1905 год в Пензенской губернии» и член редколлегии «Трудовой правды» был в сентябре 1925 года исключен из рядов РКП(б) за «оторванность от партии» и отказ подчиниться распоряжению губкома, решившего «перебросить» его в уездную газету. Несмотря на это, Петр Осипович продолжал работать в газете, в 1928 г. стал собственным корреспондентом «Правды» по Средневолжскому краю, в 1930 г. — собкором газеты «Волжская коммуна» (Самара). Вся его дальнейшая жизнь, даже после выхода на пенсию, была связана с журналистикой.

А в 1928 г. на пензенские экраны вышел фильм «Зеленый шум», снятый в Саратове режиссером и актером А. Усольцевым-Гарфом. Александр Георгиевич Усольцев, работавший на постановке «Кто кого?» ассистентом режиссера, в это время уже сам снимал фильмы.

«Правда, что картина эта не блещет изысканностью постановки, — отмечал рецензент в «ТП» № 99 от 1 мая 1928 г., — правда, что она местами наивна и технически не представляет из себя совершенства. Но все это скрадывается интересным сюжетом, выявляющим работу комсомола в борьбе со старым бытом, отличным показом современной советской деревни, хорошими фотографиями и, наконец, полным энтузиазма исполнением ролей молодыми актерами, из которых большинство выступило в кино впервые».

В 1927 г. культура и быт Пензенского края вновь стали объектом внимания кинодокументалистов.

«По заданию московского общества научно-художественного мироведения губисполком сообщил обществу, что в Пензенской губернии могут быть засняты для кино-фильм следующие сюжеты: быт и обычаи мордвы, их праздники, мордовские свадьбы с языческими обрядами, а также оборонительный исторический вал, заложенный в XVIII столетии,

_________________________ 216

тянущийся по Пензенской губернии в двух направлениях»

(«ТП» № 14 от 19 января 1927 г.).

А в марте решался вопрос о проведении в Пензе киносъемок силами местной опытно-показательной ячейки ОДСК:

«В числе практических работ предполагается произвести съемку добычи черного дуба и ряда наших производств»

(«ТП» № 55 от 9 марта 1927 г.).

И, наконец, осенью 1928 года съемочная группа «Генеральной линии», возглавляемая Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ, после долгих поисков нашла натуру, воплощающую облик «старого». Выбор пал (не исключено, что из-за названия) на село Невежкино Поимского района Пензенского округа. За двадцать верст от станции Пачелма и где-то за полсотни — от уже известной кинематографистам станции Белинская.

Атмосфера беспросветной нищеты и дикости «медвежьего угла», запечатленная Тиссэ, была на редкость убедительной, а кадр, изображающий (по словам Эйзенштейна) местный обычай дележа избы и вообще имущества поперечным распилом даже вошел в кинохрестоматии. Хотя на самом деле Невежкино, с его 12 тысячами населения и тремя церквами, по нашим меркам, было не такой уж глухоманью, и совсем неподалеку от него существовали почти такие же «новые» хозяйства, образцы которых режиссер снимал в Подмосковье. Свое пребывание в Невежкине Эйзенштейн описал в статье «Даешь комсомольца в Дристаловку!», заканчивающейся призывом создать в Поимском районе крепкую комсомольскую организацию. Статью опубликовала газета-однодневка ЦК ВЛКСМ «Культурный поход» (194) и вскоре перепечатала «Трудовая правда» (с сокращениями, «правками» и без начальной буквы в названии села в заголовке). Пензенское руководство явно не ожидало от постановщика знаменитых революционных фильмов язвительного сравнения здешних краев с заповедником невежества и сифилиса, обойденным Советской властью.

Прокатная судьба «Старого и нового» сложилась не особенно удачно. Премьера картины состоялась 20 октября сразу в двух кинотеатрах («Смычка» и «Самолет»), но уже 22-го ее сменили другие фильмы. В Пензе картина практически не шла, хотя и отмечалось ее большое пропагандистское значение для деревни. А по факту пребывания киноэкспедиции в Невежкине было произведено обследование невежкинской ячейки ВКП(б). Как сообщала «ТП» № 166 от 25 июля 1929 г.:

«...В резолюции обследования мы читаем о «значительном культурно-хозяйственном строительстве за последний период времени, выражающемся в постройке новой школы, медицинского и ветеринарного пунктов, избы-читальни, пожарных сараев и приобретении кино-передвижки». Это уже то, что дала Невежкину за 12 лет советская власть...».

Однако здесь же отмечалось и то, что 40% невежкинцев — безлошадные, а 18% — однолошадные, без коровы. Упоминалась в газете и история, связанная со съемками фильма: местный житель, инвалид Степанушкин («Степаныч»), получивший предложение участвовать в съемках фильма, согласился вначале

_________________________ 217

сниматься за полтора рубля в день, потом потребовал три рубля, потом, видя интерес кинематографистов к своей особе, — пять. Тужил (и долгое время) Степаныч впоследствии лишь о том, что не распознал сразу свою «киногеничность» и с самого начала не запросил по десять рублей в день...

Больше художественных картин на территории сегодняшней Пензенской области в 20-е — 30-е гг. не снималось, и интересовали наши края разве что кинодокументалистов. К примеру, работники Куйбышевской межобластной студии кинохроники в феврале-марте 1939 года проводили в Пензе съемки сюжетов для киножурнала.

Именно на рубеже 20-х и 30-х гг. особенно актуальным стал вопрос о «продвижении в массы» документального кино и т.н. культурфильмов и полной реализации планов придания кинематографу характера политико-просветительного и образовательного учреждения.

Планы эти, кстати, имели к тому времени более чем десяти-пятнадцатилетнюю историю.

 

 
 

Примечания:

192 А. О. Дранков, один из основателей дореволюционной отечественной кинодокументалистики, считал, что «самая лучшая реклама — это показывать своим посетителям жизнь родного города» (приводится по: Лебедев Н.А. «Очерк истории кино СССР», М., 1947).

193 Краткое изложение содержания картины: село Зеленино живет по старинке, как от веку велось. Крестьянин-середняк Никита попал в кулацкую кабалу, задолжав кулаку Хапову, сынок Хапова преследует дочь Никиты Настю, которую любит парень Левка. Левка и бедняк Силантий едут в город, на базар, и заворачивают по пути в сельскохозяйственное товарищество, где впервые видят трактор, беседуют с агрономом и узнают о кооперативном хозяйствовании. В Пензе они попадают на лекцию в Доме крестьянина и окончательно решают, что жизнь в Зеленине надо перестраивать. О чем и рассказывают по возвращении односельчанам. На сходе их выбирают уполномоченными от села и вновь отправляют в город — получить кредит, выбрать инвентарь и сельхозмашины, взять товары для потребительской лавки. Левка попутно заносит в редакцию газеты заметку про кулака-мироеда. Эта заметка и новые «кооперативные» веяния в селе озлобляют Хапова, и тот приказывает Никите убить Левку. Однако Никита только имитирует убийство, бросив в пруд чучело. Хапова арестовывают, старое побеждено, новое торжествует...

194 Статья включена в шеститомник избранных произведений С. М. Эйзенштейна (т. 5, стр. 215). «Пензенский» ее вариант см. в приложениях (№ 9).

 

 

vinietka-10

 


==================================================
Читать далее:
Кинематограф и образование
________________________________________
В оглавление.
==================================================

 

 

По теме:
 Смотреть кинофильм «Генеральная линия» или «Старое и Новое»