Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

 

Эдуард Багрицкий

«ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ»

И снова мрак. Лишь полотно
Сияет белыми лучами,
И жизнь, изжитая давно,
Дрожа, проходит пред глазами.
И снова свет. Встаёт, встаёт
Широкий зал, и стулья стынут.
Звонок. И тьмы водоворот
Лучом стремительным раздвинут.
И, как кузнечик, за стеной
Скрежещет лента, и, мелькая,
Дрожащих букв проходит стая
Туманной лёгкой чередой.
Леса, озёра, и туман,
И корабли, и паровозы;
Беззвучный плещет океан,
Беззвучные кружатся грозы.
И снова буквы. Вновь и вновь.
Тяжёлый мрак по залу ходит,
Беззвучная течёт любовь,
И смерть беззвучная приходит.
Мы были в бурях и огне,
Мы бились, пели и сгорали,
Но только здесь, на полотне,
Великий отдых от печали.
И сердце лёгкое летит
Из кресел к белому квадрату,
Где море тихое кипит
И берегов лежат раскаты;
Где за неловким чудаком
Через столы, повозки, стены
Погоня мчится неизменно
Под бешеной мазурки гром...

1922

 

Киновек — это не просто временной отрезок, на протяжении которого человечество не расстается с великим изобретением. Это и констатация того обстоятельства, что кино давным-давно переросло рамки «важнейшего из искусств», превратившись в самую что ни на есть реальнейшую реальность. Не будет преувеличением сказать, что кинематограф сформировал не только фон, на котором развивалась история человечества в последний век второго тысячелетия, но отчасти и самого человека.

Демократизм нового вида искусства выразился не только в его синтетичности, вобравшей в себя достижения театра, музыки, литературы, живописи, но и в том, что, вопреки расхожему мнению о безусловном приоритете братьев Люмьер, кинематограф как изобретение появился сразу в нескольких странах, а как искусство — развивался и развивается всем мировым сообществом. Оттого, кстати, так по-разному и называется кино в разных языках: помимо общеупотребительного греко-французского «cinematographe» или «сinema» существуют немецкие «Filmkunst» и «Lichtspiel», голландское «bioscoop», английское «movie», датско-шведское «biograf», финское «elokuva», венгерское «mozgofenykepszinhaz». Даже в российских губерниях в начале века кинотеатры-«кинематографы» назывались по-разному — и «иллюзионами», и «биоскопами», и «биографами», и (как, например, в Пензе) «электротеатрами».

История развития кино в провинции необыкновенно интересна, но, увы, почти не изучена. Хотя именно в глубинке и проявился подлинно народный характер кинематографа. Уездные городки, села и деревни, куда гастрольная судьба никогда не забрасывала ни крупных актеров, ни музыкантов-виртуозов, где в скудных «фондах» земских или приходских библиотек не насчитывалось порой и двух сотен книг, благодаря кино стали ближе к достижениям культуры. Немаловажно и то, что в сельской местности кино являлось и мощным средством просвещения.

Обо всем этом, о том, как приживалось кино в Пензенском крае, читатель узнает из книги О. Сиротина «В начале киновека». Автором собран и систематизирован большой документальный материал. Вне всякого сомнения, книга будет не только с интересом встречена специалистами-историками, киноведами, преподавателями, но и окажется хорошим подарком для всех тех, кто не забывает, что живет на земле, давшей России Ивана Мозжухина, Всеволода Пудовкина, Леонида Косматова и многих других известных деятелей киноискусства.

Светлана СТАРОСТИНА,
директор Пензенского отделения
Союза кинематографистов России,

Владимир ПЕТРИН

 

      Для ознакомления с содержанием материала необходимо навести курсор на одну из кнопок и нажать на нее
     ↓          

5


ПРОЛОГ

«Удовольствия, подобные кинематографу, гибнут там, где для них нет благоприятной почвы. Увлечение же кинематографом является особенно ярким показателем мыслей, чувств и настроений народных...»

Н. С-н
«О кинематографах»,
«Пензенские губернские ведомости» №63 от 20 марта
(1) 1910 г.

 

«Надо полагать, что технические усовершенствования живой фотографии будут открывать новые и новые горизонты и кинематограф будет долго еще жить и развиваться...»

А. Т. Поляков
«О Пензенских кинематографах»,
«Пензенский городской вестник» № 6-7 от 30 апреля 1911 г.

 

«Многое заключалось в каждом из этих периодов [развития киноискусства] — и прекрасного, и дурного, но их нельзя понять, обрубив связи, позабыв о продолжающемся движении...»

Г. Козинцев
«Глубокий экран»

 

Не так давно, в 1995 году, исполнилось сто лет с того момента, когда первые зрители увидели первый кинофильм — «ожившую фотографию», созданную братьями Люмьер из французского города Лиона.

Прошло совсем немного времени, и в 2008 году исполнилось сто лет с момента выхода на экраны первого российского кинофильма.

Всего лишь один век отделяет нас от тех событий. И тем не менее, уже почти забыта начальная эпоха в истории кинематографа, продолжавшаяся тридцать с небольшим лет и совпавшая с периодом становления и расцвета немого (дозвукового) кино. В наши дни мы смотрим уцелевшие немые кинокартины с удивлением и любопытством, как документальные свидетельства об исчезнувших, подобно Атлантиде, ином мире, иной эпохе, в течение которой кинематограф, возникший как балаганный аттракцион, стал искусством, заслужившим титул «Великого Немого».

_________________________ 5

 

Читать далле
Подняться к началу

6

 

Однако о том, как происходило это постепенное превращение и как пришли к массовому российскому зрителю первые кинофильмы, о том, как возникали в российских городах первые кинотеатры, как они выглядели, как работали, и кому мы обязаны тем, что «живая фотография» стала частью культурной жизни наших родных мест, — увы, известно пока не слишком много. История развития кино в России нуждается в восстановлении не меньше, чем сохранившиеся до наших дней старые отечественные фильмы. И складывается эта история, как пестрая мозаика, из местных историй, отражающих развитие кинематографа в тысячах городов и населенных пунктов страны, областях, краях и регионах.

Достойна занять свое место в общей картине и Пенза, в силу своего географического положения и ряда условий познакомившаяся с кинематографом в первые же годы его существования и успешно развивавшая с конца 1900-х гг. собственную киносеть. Кинопредприятия Пензы имели постоянную связь с Москвой (где в то время были сосредоточены основные представительства российских и зарубежных кинофирм и производство фильмов), Самарой и Саратовом — крупнейшими «киностолицами» родного Поволжья (кстати, поэтому не обойтись без ссылок на отдельные факты из киноистории Самарской и Саратовской областей). А хранящиеся в пензенских и иногородних архивах, музеях и частных собраниях документы, газетные и журнальные статьи и мемуары дают возможность посмотреть на историю немого периода кино глазами современников, год за годом наблюдавших за развитием и становлением одного из самых популярных видов искусства ХХ века.

Составленное по вышеупомянутым источникам собрание фактов — развернутое свидетельство того, насколько сложной и разнообразной была в начале века деятельность кинопредприятий (на примере пензенских). А также — небольшой рассказ о том времени, когда были заложены основы всех известных ныне видов и жанров киноискусства, намечены перспективные пути развития кинотехники, создалась и окрепла кинопромышленность и возник феномен под названием кино.

Хронологические рамки исследования простираются с декабря 1896 года (дата первого увиденного пензяками в родном городе киносеанса) по 1932 год (время открытия в Пензе первой звуковой киноустановки).

Книга разделена на две части: хронику из четырех глав и подборку этюдов, посвященных разным аспектам деятельности кинопредприятий.

_________________________ 6

 

Читать далле
Подняться к началу

Прим.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

1 Все даты до 14.02.1918 года приводятся по старому стилю, за исключением двойных — здесь даты по новому стилю даются в скобках. Написание названий, отдельных терминов и слов в цитатах воспроизводится по оригиналам, стиль и орфография которых сохраняется. Названия часто цитирующихся губернских газет приводятся в сокращениях:

«Пензенские губернские ведомости»«ПГВ»,

«Трудовая правда»«ТП»,

«Рабочая Пенза»«РП».

Также в сокращениях приводятся названия следующих архивов и музеев:

Государственный архив Пензенской областиГАПО,

отдел общественно-политических фондов ГАПОООПФ ГАПО,

Государственный архив Самарской областиГАСО,

Пензенский государственный краеведческий музейПГКМ.

 

 

 vinietka-10

 

 

 

==================================================
Читать далее: ЧАСТЬ  1. ХРОНИКА

________________________________________

 В оглавление.
==================================================

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET