Князь Петр Андреевич ВЯЗЕМСКИЙ
(1792-1878)
государственный и культурный деятель, тайный советник и сенатор (1855), поэт, литературный критик, мемуарист, действительный член Российской академии (1839), ординарный академик Петербургской Академии наук (1841), член Государственного совета (1866).
Сын Андрея Ивановича Вяземского (1750-1807), Нижегородского и Пензенского генерал-губернатора, отец Павла Петровича Вяземского (1820-1888), дипломата, историка литературы и археографа.
С конца 1827 года до осени 1829 года, с перерывами, находился в с. Мещерском Сердобского уезда Саратовской губернии, ныне Сердобского района Пензенской области (в имении Кологривовых, родителей жены). Здесь написаны стихи: «Зимние карикатуры», «На Новый 1828 год», «Простоволосая головка», «Саловка», сатира «Русский бог». Вяземский вел переписку с друзьями, переводил сонеты А. Мицкевича, роман французского писателя Б. Констана «Адольф». Жизнь в Пензе и с. Мещерском отражена в его «Записных книжках» (1).
=========================================
Гравюра К. Я. Афанасьева, 1828 г.
=========================================
1 О. М. Савин «Вяземский Петр Андреевич», Пензенская энциклопедия.
М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 105.
ИЗ ПУШКИНСКОЙ ПЛЕЯДЫ В мае 1850 года в Иерусалиме, на Голгофе, где был распят Иисус Христос, служили заупокойную обедню. Поминали семерых почивших детей князя Петра Вяземского. А затем — его ушедших друзей по литературе. На палестинском холме звучали имена Карамзина, Дмитриева, Пушкина, Баратынского, Дениса Давыдова... Обедню заказал русский поэт князь Петр Андреевич Вяземский. В пушкинские времена его афористичностью, чеканностью строк восхищались. А воспоминания и записные книжки Вяземского и сегодня читаешь с наслаждением. Ощущение такое, будто ведешь диалог с умным и наблюдательным собеседником. Вяземские являются отдаленными потомками Владимира Мономаха. Их предок Андрей-Длинная Рука получил в удел город Вязьму (отсюда пошла и фамилия) (1). Впоследствии он погиб в 1223 г. в битве на р. Калке. В Петре Андреевиче смешалась русская, шведская и ирландская кровь. Его мать — рано умершая Евгения О'Рейлли — была потомком ирландских королей. На пятнадцатом году жизни Вяземский лишился и отца. Его воспитанием занялся Н. М. Карамзин, женатый на сводной сестре будущего поэта. На правах родственника знаменитый историограф годами жил в подмосковном имении Вяземских Остафьево, где и написал значительную часть «Истории Государства Российского». Карамзин довольно долго не одобрял литературных занятий своего воспитанника, опасаясь, что из него выйдет обычный графоман, и Вяземский знакомил его далеко не со всеми стихами. Но вот в 1816 г. в Петербурге у Александра Тургенева был организован вечер, на котором чествовали Карамзина. Выступали различные поэты. Тургенев предложил прочитать свои стихи и Вяземскому. Они понравились автору «Бедной Лизы», и он, так сказать, благословил молодого поэта: «Теперь уж не буду отклонять вас от стихотворства. Пишите с Богом» (2). Чуть раньше, в октябре 1815 г., Петра Андреевича заочно избрали в литературное общество «Арзамас», где он получил кличку Асмодей, что означает дьявол, злой дух. А в марте 1816 г. познакомился с Пушкиным. Мы не будем разбирать творчество П. А. Вяземского, это выходит за рамки статьи. Отметим только, что оно вызвало разноречивые мнения. Молодой Пушкин, процитировав несколько строк Вяземского, писал ему: «За твои четыре стиха я бы отдал три четверти своей поэмы»(3) (имеется в виду «Кавказский пленник»). Более осторожно высказался Гоголь (4). Довольно критически относился к Вяземскому Белинский (5). А уж поэты-шестидесятники из радикального сатирического журнала «Искра» просто высмеивали престарелого поэта (6). За Вяземским в советском литературоведении прочно закрепилась репутация «декабриста без декабря». Насколько удалось установить, такой «титул» был присвоен ему литературоведом Н. Кутановым (настоящая фамилия — С. Н. Дурылин) в начале 1930-х гг. Думается, мы имеем дело с очередным вульгаризаторским подходом, столь характерным для того времени. Да, Вяземский был в оппозиции правительству. Его вынудили покинуть службу (в 1821 г.), в знак протеста он сложил с себя придворное звание камер-юнкера — факт примечательный. Он резко критиковал имперскую политику на Кавказе, крепостное право («Рабство — на теле государства Российского нарост») (7). Вяземский горько переживал казнь декабристов («Для меня Россия теперь опоганена, окровавлена...» (8) — это написано через несколько дней после казни), восхищался женами сосланных («Дай Бог, хоть им искупить гнусность нашего века» (9)). Все это так. Но превыше всего он ставил право личности, право на свободу мышления. Он был в оппозиции любой диктатуре — неважно, рядилась ли она в царские одежды или являлась в революционном рубище. Пожалуй, точнее его назвать вечным инакомыслящим. В автобиографической «Моей исповеди», написанной в конце 1828 — начале 1829 г. и переданной Николаю I, есть строчки: «Из рядов правительства очутился я, не тронувшись с места, в ряду противников его: дело в том, что правительство перешло на другую сторону»(10). Конечно, оппозиционных взглядов Вяземский придерживался и раньше (здесь он немного лукавит), но особенно невыносимо он почувствовал себя в первые годы правления Николая. Полицейские агенты следили за ним, кто-то распускал о нем гнусные сплетни. Некто фон Фок настрочил на него политический донос. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, Петр Андреевич решил осенью 1827 г. на время покинуть Москву. Он намеревался посетить саратовское имение жены Мещерское*. Отправился туда Вяземский 12 декабря. Период пребывания в Мещерском и в Пензе освещался в пензенском краеведении (11). Отметим только два-три момента. В начале января 1828 г. Петр Андреевич приехал в Пензу и 8 числа был в крепостном театре Гладковых. В тот вечер шли одноактные пьесы «Необитаемый остров» и «Казачий офицер», а также дивертисмент (12). Мальчик-слуга поведал ему печальную историю ведущей актрисы: «Саша, любовница барина. Он на днях ее так рассек, что она долго не могла ни ходить, ни сидеть, ни лежать» (13). Еще раз Вяземский побывал в этом театре уже 1 июля, смотрел «Отелло» и балет «Красная шапочка». Познакомившись с положением несчастных артистов Гладкова, Петр Андреевич записал: «И после таких примеров находятся еще у нас заступники крепостного состояния» (14). В феврале 1828 г. ему пришлось совершить поездку в Петербург. Измученный дорогой и «дорожным сервисом», Вяземский сочинил одно из своих лучших сатирических стихотворений «Русский Бог». Долгие годы оно распространялось в рукописях и лишь в 1854 г. было опубликовано Герценом. Вообще мещерско-пензенский период оказался благотворным. Поэт отдохнул от столичной суеты, от опеки полиции, написал несколько стихотворений цикла «Зимние карикатуры», обращался к лирике. Несколько слов о дальнейшей судьбе П. А. Вяземского. В 1830 г. он вновь поступил на службу и, хоть достиг «степеней известных» (стал камергером, тайным советником, был награжден орденами), но его по-прежнему недолюбливали и относились с некоторым подозрением. Достаточно сказать, что он целых десять лет не был при дворе и явился туда лишь для получения ордена Св. Станислава 1-й степени. Вяземский служил директором Государственного заемного банка, а позднее — товарищем (заместителем) министра народного просвещения, возглавлял Цензурный комитет. В 1858 году вышел в отставку. Скончался Петр Андреевич 10 (22) ноября 1878 г. в Баден-Бадене. Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, близ могилы Карамзина, о котором писал: «О, мой второй отец...». Первое и единственное собрание сочинений Вяземского вышло после его смерти — в 1878-1888 гг. Находясь в Пензенской губернии, Вяземский написал строки: Где грамота — там просвещенье, Где просвещенье — там добро. Добро и просвещение — этим идеалам всю жизнь старался следовать поэт Петр Вяземский. И жаль, что сегодня большинство знает из его колоссального наследия лишь одну строчку: «И жить торопится, и чувствовать спешит»— эпиграф к «Евгению Онегину»... Г. И. Кучеров ПРИМЕЧАНИЯ 1 Долгорукий П. Российский родословный сборник. Кн. 2, с. 5-15. СПб., 1841. 2 Вяземский П. А. Полн.собр.соч. Т. I, с. XXXII. СПб., 1878. 3 Пушкин А.С. Полн.собр.соч. Т. X, с. 67. М., Изд-во АН СССР, 1958. 4 «Он не поэт по призванью: судьба, наделивши его всеми дарами, дала ему как бы в придачу талант поэта...». (Гоголь Н. В. Собр.соч. Т. 6, с. 353-354. М., «Худож.лит-ра», 1978. 5 В. Г. Белинский в письме Н. В. Гоголю назвал Вяземского «князем в аристократии и холопом в литературе» (Белинский В. Г. Полн.собр.соч. Т. X, с. 219. М., Изд-во АН СССР, 1956. 6 См.: Ст. Рассадин. «Несчастный друг!..» (О поэзии П. А. Вяземского). — В журн.: Вопросы литературы, 1983, № 4. 7 Из письма А. Н. Тургеневу от 6 февраля 1820 г. — В кн.: Гиллельсон М. И. П. А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., «Наука», 1969, с. 40. 8 Из письма жене В. Ф. Вяземской от 17 июля 1826 г. — В кн.: Остафьевский архив. Т. V. вып. 2, с. 52. Л., 1934. 9 Из письма В. А. Жуковскому и А. Н. Тургеневу от 29 сентября 1826 г. — В кн.: Гиллельсон М. И. Указ.соч. 10 Вяземский П. А. Полн.собр.соч. Т. II, с. 91. СПб., 1879. 11 См., в частности: Савин О.М. «...Пишу тебе в Пензу». Саратов-Пенза, 1983; Савин О.М. Пенза литературная. Изд. 2-е. Саратов-Пенза, 1984. 12 Молебнов М. П. Пензенский крепостной театр Гладковых. Пенза, 1955, с. 33-34.. 13 Вяземский П. А. Полн.собрн.соч. Т. IX, с. 72. СПб., 1884. 14 Там же, с. 73. *Сейчас Сердобского р-на Пензенской обл. ________________________________________
Источник: «Пензенский временник любителей старины»,
№ 4 — 2000, с. 3-4.
________________________________________