afanasiev-k-i-vyazemskiy-p-a

Князь Петр Андреевич ВЯЗЕМСКИЙ
(1792-1878)

государственный и культурный деятель, тайный советник и сенатор (1855), поэт, литературный критик, мемуарист, действительный член Российской академии (1839), ординарный академик Петербургской Академии наук (1841), член Государственного совета (1866).
Сын Андрея Ивановича Вяземского (1750-1807), Нижегородского и Пензенского генерал-губернатора, отец Павла Петровича Вяземского (1820-1888), дипломата, историка литературы и археографа.

 

С конца 1827 года до осени 1829 года, с перерывами, находился в с. Мещерском Сердобского уезда Саратовской губернии, ныне Сердобского района Пензенской области (в имении Кологривовых, родителей жены). Здесь написаны стихи: «Зимние карикатуры», «На Новый 1828 год», «Простоволосая головка», «Саловка», сатира «Русский бог». Вяземский вел переписку с друзьями, переводил сонеты А. Мицкевича, роман французского писателя Б. Констана «Адольф». Жизнь в Пензе и с. Мещерском отражена в его «Записных книжках» (1).

=========================================
Гравюра  К. Я. Афанасьева, 1828 г.
=========================================

1 О. М. Савин «Вязем­ский Петр Андреевич», Пензенская энциклопедия.
М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 105.

 


 

 

 

ИЗ ПУШКИНСКОЙ ПЛЕЯДЫ

В мае 1850 года в Иерусалиме, на Голгофе, где был распят Иисус Христос, служили заупокойную обедню. Поминали семе­рых почивших детей князя Петра Вяземского. А затем — его ушедших друзей по литературе. На палестинском холме звучали имена Карамзина, Дмитриева, Пушкина, Баратынского, Дениса Давыдова...

Обедню заказал русский поэт князь Петр Андреевич Вязем­ский

В пушкинские времена его афористичностью, чеканностью строк восхищались. А воспоминания и записные книжки Вяземско­го и сегодня читаешь с наслаждением. Ощущение такое, будто ве­дешь диалог с умным и наблюдательным собеседником.

Вяземские являются отдаленными потомками Владимира Мо­номаха. Их предок Андрей-Длинная Рука получил в удел город Вязьму (отсюда пошла и фамилия) (1). Впоследствии он погиб в 1223 г. в битве на р. Калке. В Петре Андреевиче смешалась русская, шведская и ирландская кровь. Его мать — рано умершая Евгения О'Рейлли — была потомком ирландских королей. На пятнадцатом году жизни Вяземский лишился и отца. Его воспитанием занялся Н. М. Карамзин, женатый на сводной сестре будущего поэта. На правах родственника знаменитый историограф годами жил в под­московном имении Вяземских Остафьево, где и написал значитель­ную часть «Истории Государства Российского».

Карамзин довольно долго не одобрял литературных занятий своего воспитанника, опасаясь, что из него выйдет обычный графо­ман, и Вяземский знакомил его далеко не со всеми стихами. Но вот в 1816 г. в Петербурге у Александра Тургенева был организован ве­чер, на котором чествовали Карамзина. Выступали различные поэ­ты. Тургенев предложил прочитать свои стихи и Вяземскому. Они понравились автору «Бедной Лизы», и он, так сказать, благословил молодого поэта:

«Теперь уж не буду отклонять вас от стихотворства. Пишите с Богом» (2).

Чуть раньше, в октябре 1815 г., Петра Андрееви­ча заочно избрали в литературное общество «Арзамас», где он по­лучил кличку Асмодей, что означает дьявол, злой дух. А в марте 1816 г. познакомился с Пушкиным.

Мы не будем разбирать творчество П. А. Вяземского, это выхо­дит за рамки статьи. Отметим только, что оно вызвало разноречи­вые мнения. Молодой Пушкин, процитировав несколько строк Вя­земского, писал ему:

«За твои четыре стиха я бы отдал три четверти своей поэмы»(3) (имеется в виду «Кавказский пленник»).

Более осто­рожно высказался Гоголь (4). Довольно критически относился к Вяземскому Белинский (5). А уж поэты-шестидесятники из радикально­го сатирического журнала «Искра» просто высмеивали престарелого поэта (6).

За Вяземским в советском литературоведении прочно закрепи­лась репутация «декабриста без декабря». Насколько удалось уста­новить, такой «титул» был присвоен ему литературоведом Н. Кутановым (настоящая фамилия — С. Н. Дурылин) в начале 1930-х гг. Думается, мы имеем дело с очередным вульгаризаторским подхо­дом, столь характерным для того времени.

Да, Вяземский был в оппозиции правительству. Его вынудили покинуть службу (в 1821 г.), в знак протеста он сложил с себя при­дворное звание камер-юнкера — факт примечательный. Он резко критиковал имперскую политику на Кавказе, крепостное право («Рабство — на теле государства Российского нарост») (7). Вяземский горько переживал казнь декабристов («Для меня Россия теперь опо­ганена, окровавлена...» (8) — это написано через несколько дней по­сле казни), восхищался женами сосланных («Дай Бог, хоть им ис­купить гнусность нашего века» (9)). Все это так. Но превыше всего он ставил право личности, право на свободу мышления. Он был в оп­позиции любой диктатуре — неважно, рядилась ли она в царские одежды или являлась в революционном рубище.

Пожалуй, точнее его назвать вечным инакомыслящим.

В автобиографической «Моей исповеди», написанной в конце 1828 — начале 1829 г. и переданной Николаю I, есть строчки:

«Из рядов правительства очутился я, не тронувшись с места, в ряду про­тивников его: дело в том, что правительство перешло на другую сторону»(10).

Конечно, оппозиционных взглядов Вяземский придержи­вался и раньше (здесь он немного лукавит), но особенно невыносимо он почувствовал себя в первые годы правления Нико­лая. Полицейские агенты следили за ним, кто-то распускал о нем гнусные сплетни. Некто фон Фок настрочил на него политический донос. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, Петр Андреевич решил осенью 1827 г. на время покинуть Москву. Он намеревался посетить саратовское имение жены Мещерское*.

Отправился туда Вяземский 12 декабря. Период пребывания в Мещерском и в Пензе освещался в пензенском краеведении (11). От­метим только два-три момента. В начале января 1828 г. Петр Анд­реевич приехал в Пензу и 8 числа был в крепостном театре Гладко­вых. В тот вечер шли одноактные пьесы «Необитаемый остров» и «Казачий офицер», а также дивертисмент (12). Мальчик-слуга пове­дал ему печальную историю ведущей актрисы:

«Саша, любовница барина. Он на днях ее так рассек, что она долго не могла ни ходить, ни сидеть, ни лежать» (13).

Еще раз Вяземский побывал в этом театре уже 1 июля, смотрел «Отелло» и балет «Красная шапочка». Познакомившись с положе­нием несчастных артистов Гладкова, Петр Андреевич записал:

«И после таких примеров находятся еще у нас заступники крепостного состояния» (14).

В феврале 1828 г. ему пришлось совершить поездку в Петер­бург. Измученный дорогой и «дорожным сервисом», Вяземский со­чинил одно из своих лучших сатирических стихотворений «Рус­ский Бог». Долгие годы оно распространялось в рукописях и лишь в 1854 г. было опубликовано Герценом. Вообще мещерско-пензен­ский период оказался благотворным. Поэт отдохнул от столичной суеты, от опеки полиции, написал несколько стихотворений цикла «Зимние карикатуры», обращался к лирике.

Несколько слов о дальнейшей судьбе П. А. Вяземского.

В 1830 г. он вновь поступил на службу и, хоть достиг «степеней известных» (стал камергером, тайным советником, был награжден орденами), но его по-прежнему недолюбливали и относились с не­которым подозрением. Достаточно сказать, что он целых десять лет не был при дворе и явился туда лишь для получения ордена Св. Ста­нислава 1-й степени. Вяземский служил директором Государствен­ного заемного банка, а позднее — товарищем (заместителем) министра народного просвещения, возглавлял Цензурный комитет. В 1858 году вышел в отставку. Скончался Петр Андреевич 10 (22) но­ября 1878 г. в Баден-Бадене. Похоронен в Александро-Невской лав­ре в Санкт-Петербурге, близ могилы Карамзина, о котором писал: «О, мой второй отец...». Первое и единственное собрание сочинений Вяземского вышло после его смерти — в 1878-1888 гг.

Находясь в Пензенской губернии, Вяземский написал строки:

Где грамота — там просвещенье,

Где просвещенье — там добро.

Добро и просвещение — этим идеалам всю жизнь старался сле­довать поэт Петр Вяземский. И жаль, что сегодня большинство зна­ет из его колоссального наследия лишь одну строчку:

«И жить торо­пится, и чувствовать спешит»— эпиграф к «Евгению Онегину»...

 

 

Г. И. Кучеров

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Долгорукий П. Российский родословный сборник. Кн. 2, с. 5-15. СПб., 1841.

2 Вяземский П. А. Полн.собр.соч. Т. I, с. XXXII. СПб., 1878.

3 Пушкин А.С. Полн.собр.соч. Т. X, с. 67. М., Изд-во АН СССР, 1958.

4 «Он не поэт по призванью: судьба, наделивши его всеми дара­ми, дала ему как бы в придачу талант поэта...». (Гоголь Н. В. Собр.соч. Т. 6, с. 353-354. М., «Худож.лит-ра», 1978.

5 В. Г. Белинский в письме Н. В. Гоголю назвал Вяземского «кня­зем в аристократии и холопом в литературе» (Белинский В. Г. Полн.собр.соч. Т. X, с. 219. М., Изд-во АН СССР, 1956.

6 См.: Ст. Рассадин. «Несчастный друг!..» (О поэзии П. А. Вязем­ского). — В журн.: Вопросы литературы, 1983, № 4.

7 Из письма А. Н. Тургеневу от 6 февраля 1820 г. — В кн.: Гиллельсон М. И. П. А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., «Наука», 1969, с. 40.

8 Из письма жене В. Ф. Вяземской от 17 июля 1826 г. — В кн.: Остафьевский архив. Т. V. вып. 2, с. 52. Л., 1934.

9 Из письма В. А. Жуковскому и А. Н. Тургеневу от 29 сентября 1826 г. — В кн.: Гиллельсон М. И. Указ.соч.

10 Вяземский П. А. Полн.собр.соч. Т. II, с. 91. СПб., 1879.

11 См., в частности: Савин О.М. «...Пишу тебе в Пензу». Саратов-Пенза, 1983; Савин О.М. Пенза литературная. Изд. 2-е. Саратов-Пенза, 1984.

12 Молебнов М. П. Пензенский крепостной театр Гладковых. Пенза, 1955, с. 33-34..

13 Вяземский П. А. Полн.собрн.соч. Т. IX, с. 72. СПб., 1884.

14 Там же, с. 73.

 

*Сейчас Сердобского р-на Пензенской обл.

 

 ________________________________________
Источник: «Пензенский временник любителей старины»,
№ 4 — 2000, с. 3-4.
________________________________________

 

 

 

хостинг KOMTET