Богданов А. А.
В СТАРОЙ ПЕНЗЕ
СТИХИ И РЕВОЛЮЦИЯ
В ноябре 1907 г. во время общероссийской социал-демократической конференции в Гельсингфорсе фракция большевиков совещалась по вопросу о неучастии социал-демократов в буржуазной прессе. Проектируемая резолюция была заострена главным образом против «товарищей» из кадетско-меньшевистской газеты «Товарищ». Почти вся большевистская легальная пресса была закрыта, но меньшевики, имея, как тогда выражались, «вхожесть в переднюю буржуазии», использовали свое положение для бешеной фракционной борьбы против большевиков.
Владимиру Ильичу, который руководил совещанием, был задан вопрос: «А как быть с художественными произведениями — стихами, рассказами и т. д.?» Многим из участвовавших на собрании самая постановка этого вопроса показалась странной: где же у большевиков собственные поэты и беллетристы? И вопрос о художественной литературе не подвергался на конференции обсуждению. Это показывало, насколько слабы в те годы были в рядах партии кадры художников слова. Но вместе с тем это отнюдь не говорило о том, что наши партийные товарищи снижали то огромное значение, какое имеет художественная литература в революционной борьбе и политическом воспитании масс. Напротив, начиная с легальной большевистской газеты 1905 г. «Новая жизнь» и кончая всеми последующими изданиями, большевистская печать стремилась привлечь писателей, произведения которых могли бы служить целям революционной борьбы.
Всем известны высказывания Ильича по вопросу о значении художественного слова. И, обращаясь к прошлому, вспоминая первые проявления растущего рабочего движения, необходимо отметить, что художественная
88
литература широко использовалась в революционной борьбе.
Если сейчас говорят: «Стихи делают сталь», то с неменьшим правом можно сказать: «Стихи помогли делать революцию». Вспоминаются дни революционного предгрозья — конец 90-х, начало 900-х годов, когда на заре рабочего движения изживались кружковщина и экономизм, а на всех полулегальных и нелегальных собраниях горячо и упорно спорили, что важнее: экономика или политика. Брошюр и книг, освещающих задачи и пути революционной борьбы, в те годы было очень мало. Легальная печать была зажата в цензурные рогатки. По меткому выражению А. М. Горького, «цензоры бродили по рукописям, как свиньи в огороде». Но читатели учились и с успехом достигали умения улавливать сокровенный смысл даже в намеках, в символах. Пишущему эти строки часто приходилось быть в своих произведениях символистом поневоле. Исключительной, непревзойденной популярностью пользовались такие произведения, как «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» М. Горького. На них воспитывались рабочие, им старались подражать начинающие писатели.
Понятно, что сильное впечатление должны были производить те нелегальные рукописи и листки, в которых правдиво и горячо, без всяких маскировок и сокрытий, показывалась революционная правда жизни. Нелегальные стихи выходили в виде прокламаций, переписывались, заучивались наизусть, распевались, пересылались — часто с невольными искажениями — за границу. О том, как впечатлялась в сознании и чувствах молодежи вся эта «нелегальщина», можно судить по следующим, на первый взгляд незначительным, фактам.
Один из старых большевиков П. И. Воеводин, рабочий, произнесший известную речь во время суда над саратовскими демонстрантами в 1902 г., вспоминал, как когда-то, после чтения народовольческого стихотворения Ольхина «У гроба» он и другие слушатели были настолько охвачены революционным экстазом, что впору было хоть сейчас же броситься в бой, на баррикады... И мне запомнился подобный случай: на многолюдной вечеринке у писателя Гарина-Михайловского при встрече нового года после чтения этого стихотворения вся аудитория была растрога-
89
на до слез и многие бросились крепко сжимать в объятиях юного чтеца.
Мелочь, штрих... Но этот штрих рисует революционные романтические настроения тех лет.
В связи со студенческим движением и избиением демонстрантов 4 марта 1901 г. у Казанского собора в Петербурге, мной был написан ряд стихотворений «Студенческая марсельеза», «Опричники» и др. Часть стихотворении была немедленно распространена в гектографированных списках и даже попала за границу. Некоторые из них комитетом студенческих организаций были расклеены в стенах университета, что вынудило университетское начальство даже издать по этому поводу специальный «устрашающий» циркуляр.
Время было такое, что стихи с революционным содержанием становились прокламациями, а прокламации писались, как стихи. Под ударами поднимающихся революционных волн рабочего движения вынуждена была дрогнуть даже такая цитадель экономизма, как газета «Рабочая мысль», и напечатать мои стихи явно политического содержания.
Приблизительно в то же время, в 1900 году, от известной общественной деятельницы А. М. Калмыковой я получил, так сказать, «социальный заказ» — написать для рабочих стихи, отвечающие запросам политического момента. Стихи должны были удовлетворять следующим требованиям:
1) быть художественными,
2) доступными для масс и
3) агитационно-политическими, подчеркивающими необходимость борьбы с царизмом.
Для облегчения работы у меня имелся подстрочный перевод песни польских пролетариев. Стихотворение, написанное мной на тему этой песни, начиналось словами: «Кто добыл из тьмы рудников миллионы». Затем, для усиления политического оттенка, я (по совету Александры Михайловны) поставил: «Кто золото добыл для царской короны»... «Песня пролетариев» была переслана Л. М. Калмыковой за границу и напечатана в женевском сборнике «Песни борьбы» (изд. 1902 г.).
Кто золото добыл для царской короны.
Кто сталь для солдатских штыков отточил,
Воздвиг из гранита и мрамора троны,
В ненастье и холод за плугом ходил?
Кто дал богачам и вино и пшеницу
И горько томится в нужде безысходной?
Но ты ль, пролетарий, рабочий голодный?..
90
Стачки, столкновения с властями и администрацией на заводах, крупные политические события, особенно демонстрации — вот главные темы подпольных стихов того периода. Они очень часто помещались в летучках, прокламациях, газетах. В те годы действие прокламаций и листовок, в которых рассказывалось о самом главном и нужном в жизни, об эксплуатации, насилиях, борьбе с угнетателями, можно сравнить только с действием разрывного патрона. Об этом в стихотворении «Подполье» (1904 г.) было сказано так:
Сколько гневных, огневых разящих слов,
Сколько дум таит убористый петит.
Мы зальем завод потоками листов,
В каждой букве, в каждой строчке — динамит.
И вполне понятно, что стихи на смерть Н. Э. Баумана, убитого в 1905 году черносотенцами, были выпущены отдельной листовкой от имени московского комитета РСДРП.
Участники революционной борьбы придавали большое значение художественной литературе, хотя она всегда являлась для них только частью общепролетарского дела. Мы знаем крупных художников слова, как критик т. Воровский или т. Ольминский. Но многим ли известно, что, например, покойный наркомздрав 3. П. Соловьев имел способности к живописи и страстно любил литературу, делая критические доклады о поэте Е. Тарасове; или старый большевик т. Сыромолотов — автор очень многих талантливых сатирических стихотворений периода 1905-1913 гг. под псевдонимами «Федич», «Тит Подкузьмихин» и др...
Но эта революционная литература прошлого еще мало освоена нашими литературоведами и требует изучения.
* * *
В период 1912-1914 гг. я жил нелегально в Финляндии под чужим именем. Однажды в Куоккале ко мне зашла Конкордия Николаевна Самойлова и сообщила, что вместо «Звезды»* будет выходить другая газета, массовая, рабочая («Правда»). Мы сговорились относительно
____________
* «Звезда» — большевистская газета, выходила до 1912 года, имела сравнительно ограниченный тираж.
91
тематики. Узнав, что я жил и работал не только в городе, но и в деревне, «Наташа» обрадовалась:
— Вот и хорошо, давайте нам побольше на деревенские темы.
Для первого номера мной был написан рассказ «Красный цветок». Рассказ был помещен во втором номере «Правды». Редакция по цензурным соображениям сделала несколько «смягчающих» купюр, например, в заглавии был выброшен эпитет «красный»... Но несмотря па это, второй номер «Правды» все же был конфискован за рассказ «Цветок» и стихи А. Колючего «Сильная грудь и колючие руки».
Цензурные условия того времени были жестоки. Революция 1917 г. открыла широкие возможности и перспективы для пролетарских писателей. Совершенно логично и неизбежно было, что теперь не кто-либо другой, а именно газета «Правда» взяла в свои руки инициативу и стала во главе пролетарских писателей и художников. По почину «Правды» в середине 1917 г. было создано первое объединение пролетарских художественных сил. Вкратце история этого объединения такова.
Как-то в середине мая К. С. Еремеев предложил мне написать воззвание к поэтам, беллетристам и художникам.
Это воззвание появилось в пятьдесят первом номере «Правды» от 20 мая 1917 г.
«К поэтам, беллетристам, художникам».
«...Полного расцвета пролетарское искусство,— говорилось в нем, — достигнет, конечно, только при социалистическом строе, но уже теперь, когда сброшена часть оков, лежащих на пролетариате, искры свободного искусства должны разгореться в яркое пламя.
Этого властно требует жизнь. Этого требует революция. Призываем поэтов, беллетристов и художников сплотиться при издательстве «Прибой» в кружок пролетарских искусств. Кружком будет издан ряд художественно-литературных сборников. Присылайте свои произведения, рассказы и стихотворения редакции «Правды» и «Прибоя».
К чести смелого и талантливого В. В. Маяковского следует отметить, что он явился на первое заседание объединения пролетарских писателей и присоединился к нашему лозунгу интернационализма.
92
Так создалась вокруг «Правды» первая организация, названная «Обществом пролетарских искусств». Общество разделилось на секции.
Во время выборов в районные думы особенно энергично работала секция рабочих-художников, давая плакаты, лозунги.
Был подготовлен к печати сборник «Под знамя «Правды»...
Июльские дни и разгром «Правды» помешали выходу сборника, и наша организация на время рассыпалась, возродившись уже после октябрьских дней.
1934, 1937 гг .
________________________________________
Опубликовано: Богданов А. А. В старой Пензе.
Пензенское книжное издательство, 1958. — 104 с. — с. 88-93.
________________________________________